П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А.
Дополнительная общеразвивающая программа по спортивной (вольной) борьбе (далее – программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующих деятельность спортивных школ:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 14.12.2007 № 329-ФЗ,
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- приказа Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по спортивной (вольной) борьбе ориентирована на развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья. Актуальность программы: определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области спортивной (вольной) борьбы, развития физических и морально-волевых качеств воспитанников. Основания для зачисления детей в спортивно-оздоровительные группы: соответствие возраста требованиям СаН ПиН и отсутствие отклонений в состоянии здоровья (справка от участкового врача - педиатра).
Педагогическая целесообразность программы определена общей последовательностью изучения программного материала, что позволит тренерам ДЮСШ придерживаться в своей работе единого стратегического направления в тренировочном процессе. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: с 10 до 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний. Сроки реализации программы 3 года: программа рассчитана на детей и подростков от 10 до 18 лет. Форма обучения – очная.
ДЮСШ организует работу с детьми в течении всего календарного года. Учебный год начинается 1 сентября. Учебно - тренировочный процесс рассчитан на 52 учебные недели: 46 недель в условиях ДЮСШ, 6 недель по индивидуальным планам. Организация учебно-тренировочного процесса с обучающимися осуществляется в соответствии с расписанием занятий. Расписание занятий составляется с учѐтом санитарно-гигиенических норм и требований, возможностей детей и занятости залов. В зависимости от различных причин (ремонт зала, изменение режима учѐбы в школе у детей, и др.) расписание учебно-тренировочных занятий может корректироваться.
Цель: создание условий для физического воспитания личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте.
Задачи: формирование теоретических знаний в области физической культуры и спорта, анатомии, физиологии и гигиены спорта, методики преподавания вольной борьбы, а так же организации и судейства соревнований;
укрепление здоровья средствами спортивной тренировки;
содействие всестороннему физическому развитию;
выявление задатков и способностей детей для последующего совершенствования их спортивного мастерства;
развитие специальных физических (двигательных) способностей;
изучение и совершенствование техники и тактики вольной борьбы;
формирование стойкой потребности к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни;
приобретение соревновательного опыта и достижение максимально возможного спортивного результата;
воспитание морально-волевых качеств.
Планируемый результат:
формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
освоение основ техники по виду спорта спортивная (вольная) борьба; всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта спортивная (вольная) борьба.
- укрепление здоровья спортсменов.
Основными формами тренировочного процесса являются:
тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной с учетом избранного вида спорта, возрастных и гендерных особенностей занимающихся;
индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно учебным планам с одним или несколькими занимающимися, объединенными для подготовки к выступлению на спортивных соревнованиях в пару, группу; самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам;
тренировочные сборы;
участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях;
инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия.
Программа дает возможность двигаться в одном направлении от групп начальной подготовки к учебно-тренировочным группам, осуществляя взаимосвязь между этими группами.
Учебная работа по вольной борьбе проводится на основе данной программы и проводится круглогодично.
Программа также определяет ряд задач на различных этапах подготовки.
Этап начальной подготовки;
· стабильность состава занимающихся;
· динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств;
· уровень освоения основ гигиены и самоконтроля;
· освоение базового программного материала:
Этап учебно-тренировочный
· состояние здоровья занимающихся;
· уровень физического развития;
· динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями;
· показатели освоения объёмов тренировочных нагрузок;
· применение знаний, умений и навыков в соревновательной практике.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются:
· выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке для перехода на последующий этап обучения;
· овладение знаниями теории вольной борьбы и практическими навыками проведения соревнований;
· успешное выступление в соревнованиях.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
В процессе тренировки решаются и воспитательные задачи. Преподаватели должны воспитывать у юных спортсменов сознательное и добросовестное отношение к своим обязанностям, уважения к старшим, дружбы, товарищества, организованности и дисциплины, патриотизма.
Важным условием для успеха воспитательной работы является своевременное начало занятий, хорошая их организация, высокая требовательность к посещаемости и выполнению норм и правил личной гигиены. Особое значение имеет личный пример тренера – преподавателя.
Воспитательную работу нужно также проводить вне учебных занятий в форме бесед, лекций, докладов, экскурсий, посещения выставок, просмотра фильмов, соревнований.
Тренер – преподаватель обязан поддерживать связь с родителями юных спортсменов, классными руководителями, следить за успеваемостью учащихся и так далее.
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.
Психологическая подготовка включает:
1. Формирование личности;
2. Межличностные отношения;
3. Спортивный интеллект;
4. Психологические функции;
5. Психомоторные качества.
Основные задачи:
1. Привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;
2. Формирование установки на тренировочную деятельность.
Главными методами психологической подготовки: беседы, убеждения, педагогические внушения, методы моделирования ситуации через игру и моделирование соревновательной деятельности, ситуации, требующие преодоления трудностей (страх, волнение, неприятные ощущения и т. д.). В этих ситуациях, как правило, не ставятся задачи проявить предельные мобилизационные возможности.
Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную.
Общая психологическая подготовка направлена на развитие и совершенствование у спортсменов тех психологических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, (воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т. д.).
Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психической готовности к участию в конкретном соревновании.
Психическая готовность к соревнованиям характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы. (А. Ц. Пуни).
Специальная психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на раннюю (примерно за месяц до соревнования) и непосредственную перед выступлением и в течение соревнований.
Ранняя предсоревновательная подготовка предполагает:
· получение информации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурентах;
· получение информации об уровне тренированности спортсмена, особенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки;
· определение цели выступления, составление программы действий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации);
· разработку подробной программы психологической подготовки к соревнованиям поведения, включая и этап самих соревнований; разработку системы моделирования условий предстоящих соревнований;
· стимуляции правильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки;
· организация преодоления трудностей и препятствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с установкой на совершенствование у юного спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления;
· создание в процессе подготовки условий и использования приемов для снижения психической напряженности спортсмена.
Непосредственная психологическая подготовка в ходе соревнований включает:
· психическую настройку и управление психическим состоянием непосредственно перед выступлением;
· психологическое воздействие в перерывах между выступлениями и организацию условий для нервно - психологического восстановления;
· психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие после окончания очередного выступления.
Психологическая настройка перед каждым выступлением должна предусматривать интеллектуальную настройку на выступление, заключающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борьбы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности к максимальным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств в предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействий, уменьшающих эмоциональную напряженность спортсмена.
Психологическое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями - анализ прошедших выступлений, ориентировочное программирование очередного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности, организации условий для нервно психологического восстановления (уменьшение психологического утомления, снижения напряженности путем применения различных средств активного отдыха, отвлечения, самовнушения и т. п.).
Психологическое воздействие в ходе одного выступления предусматривает короткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию волевых усилий, уменьшение психологической напряженности, психологическое воздействие после окончания классификационных выступлений - нормализация психического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, выработке уверенности в своих силах.
4. РЕГУЛЯЦИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ ЮНОГО СПОРТСТМЕНА.
В процессе занятий с юными спортсменами важно учитывать особенности их эмоционального состояния. Подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, преобладанием возбуждения над торможением, быстрой сменой настроения, склонностью к аффектам - страстному, резкому, бурному выражению переживаемых чувств. Регулирование эмоционального возбуждения юных спортсменов осуществляется как в процессе тренировки, так и перед выступлением в соревновании с помощью разных методов воздействия.
К числу приемов, способствующих достижению оптимального возбуждения, относятся в первую очередь словесные воздействия (разъяснения, убеждения, одобрение, похвала и др.). С их помощью снижается эмоциональная напряженность, неуверенность в своих силах, уменьшается чрезмерное чувство ответственности перед соревнованиями.
Воздействие словом рекомендуется проводить за несколько дней до начала соревнований. Практика показывает, что в день соревнований, особенно перед их началом, это воздействие не дает положительного эффекта, а иногда приносит вред.
Приемы самовоздействия, которыми овладел юный спортсмен в процессе круглогодичной подготовки, имеют, пожалуй, наибольшее значение в соревновательной обстановке. К ним относятся: переключение мыслей и внимания на формы и явления, вызывающие положительную реакцию (на спортивную технику, процесс спортивного совершенствования), самоубеждение, самоприказы типа «успокойся», «не волнуйся», «возьми себя в руки» и т. п.
Весьма эффективными являются и другие приемы снижения уровня возбуждения: произвольная задержка выразительных движений, свойственных возбужденному состоянию;
произвольная регуляция дыхания путем изменения интервалов вдоха и выдоха, задержка дыхания;
чередование напряжения и расслабления групп мышц (лежа, сидя);
контроль за собственной мимикой, выражением лица, моторикой и другими внешними проявления и «приведение» их к уровню, соответствующему нормальному, спокойному состоянию;
успокаивающие приемы массажа и самомассажа (легкое поглаживание, потряхивание и др.).
Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед предстоящим выступлением, настройка на максимальную отдачу в соревнованиях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т. д.
Из психопрофилактических методов влияния применяются, прежде всего, аутогенная тренировка, активизирующая терапия и впущенный сон - отдых.
Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния юных спортсменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными особенностями (проявлением силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мышечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и пр.).
5. ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЁТ.
Учебно-тренировочный процесс в каждой группе планируется на основе данной программы, учебного плана и годовых графиков расчета учебных часов.
Учебным планом предусматриваются теоретические и практические занятия.
На теоретических занятиях учащиеся получают знания по анатомии, физиологии, биомеханике физических упражнений, гигиене, врачебному контролю, восстановлению, методике обучения и тренировки в объеме, необходимом спортсменам-борцам и будущим инструкторам-общественникам.
Практические занятия состоят из следующих разделов: общая и специальная физическая подготовка; изучение и совершенствование техники и тактики вольной борьбы; инструкторская и судейская практика; испытания по выполнению контрольных нормативов.
Количество часов на соревнования учитывается по разделу «Изучение и совершенствование техники и тактики вольной борьбы».
При планировании программного материала практических занятий средства подготовки определяются в зависимости от периода тренировки, уровня общефизической и специальной подготовленности и возраста занимающихся.
Планирование учебно-тренировочных занятий для новичков должно быть подчинено задачам всестороннего физического развития, изучения элементов техники вольной борьбы и тактики. Для борцов разрядников осуществляется изучение и совершенствование техники и тактики борьбы, подготовка к участию в соревнованиях в соответствии с календарным планом.
Учебно-тренировочный процесс каждого года делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный, (в группах начальной подготовки первого года обучения деление на периоды не производится).
Каждый период имеет свои задачи.
Подготовительный период (август-октябрь).
Задачи: укрепление здоровья занимающихся, улучшение их общей физической подготовленности, изучение техники и тактики борьбы, совершенствование моральных и волевых качеств, теоретическая подготовка.
Соревновательный период (ноябрь-май).
Задачи: дальнейшее развитие физических, моральных и волевых качеств, изучение и совершенствование техники и тактики борьбы, достижение высокого уровня тренированности, специальная подготовка и участие в соревнованиях, приобретение инструкторских и судейских навыков.
В этом периоде особое внимание уделяется непосредственной подготовке занимающихся к предстоящим соревнованиям.
В зависимости от количества крупных соревнований соревновательный период может состоять из 2—3 циклов подготовки.
Соревнования по борьбе проводятся согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий
Переходный период (июнь-июль).
Задачи: активный отдых, поддержание достигнутой общей и специальной физической подготовленности,
Детям, уезжающим на каникулы, тренер-преподаватель должен дать индивидуальное задание по общей и специальной физической подготовке.
Планирование учебно-тренировочного процесса для спортсменов 1 разряда взрослых и выше может быть изменено в зависимости от сроков проведения основных крупных соревнований и осуществляется по индивидуальному плану тренировки спортсмена. При этом следует соблюдать необходимую продолжительность различных периодов тренировки.
В отделении по вольной борьбе ДЮСШ, должны быть следующие учебные документы: программа, учебные планы, годовые графики учебных часов для отдельных групп, расписание занятий, календарный план спортивных мероприятий, индивидуальные планы занимающихся старших разрядов.
Учет учебно-тренировочной и воспитательной работы в группах ведется в специальном журнале.
II. У Ч Е Б Н Ы Й М А Т Е РИ А Л.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
1 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА:
Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли и жизненно важных умений и навыков.
2. ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА:
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений.
3. ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА:
Значение и основные понятия правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Роль спортивного режима и питания.
4. РОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ:
История вольной борьбы.
5. ВЫДАЮЩИЕСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СПОРТСМЕНЫ
В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ:
Чемпионы и призеры олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы.
6. САМОКОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ:
Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом. Дневник самоконтроля. Его форма и содержание.
7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ:
Понятие о спортивной тренировке. Ее цель, задачи и основное содержание. Общая и специальная физическая подготовка. Технико-тактическая подготовка.
8. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ:
Физические упражнения. Подготовительные, общеразвивающие и специальные упражнения. Средства разносторонней подготовки.
9. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
Понятие о физ. подготовке. Основные сведения о ее содержании и видах. Краткая хар - ка основных физических качеств, особенности их развития.
10. ЕДИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ:
Основные сведения о ЕВСК. Условия выполнения требований и норм ЕВСК.
III. П Р А К Т И Ч Е С К И Й М А Т Е Р И А Л
1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
(для всех групп)
Строевые упражнения.
Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем и замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Напра-во!», «Нале-во!», «Кру-гом!». Изменение скорости движения командам: «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!». Перестроение из одной шеренги в две, три, и т. д.
Общеразвивающие упражнения.
Основные движения головой, руками, ногами, туловищем, (типа зарядки, разминки).
Упражнения для шеи:
наклоны головой вперед, назад, в стороны, повороты, круговые движения без сопротивления, с сопротивлением, в парах.
Упражнения для рук и плечевого пояса:
сгибание и разгибание пальцев; движения в плечевых, локтевых, и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, повороты, вращения, отведение и приведение); одновременные, попеременные и последовательные маховые, круговые движения; сгибание и разгибание рук в упоре и лежа.
Упражнения для туловища:
наклоны туловища вперед, назад, в стороны; повороты налево, направо (выполнение с большой амплитудой и дополнительными пружинящими движениями); круговые движения туловищем.
Упражнения для ног:
движения в голеностопном, коленном, тазобедренном суставах (сгибание, разгибание, вращение) из различных исходных положений (стоя на одной ноге, с опорой на партнера, стену, снаряд, сидя, лежа на спине). Маховые и круговые движения ногой. Приседания, прыжки на двух и на одной ноге. Выпады.
Пружинящие приседания в выпаде; смена положения ног прыжком, в выпаде. Выполнение упражнений на месте, в движении.
Согласованные движения руками, ногами, туловищем. Одновременные движения руками, ногами в различных направлениях и последовательности на координацию; переход из упора присев в упор лежа и обратно, в упор присев, на гибкость и другие.
Упражнения с предметами.
Упражнения с набивным мячом: движения прямыми руками, сгибание и разгибание рук, наклоны, повороты, круговые движения туловищем, удерживая набивной мяч внизу, перед грудью, вверху, за головой, за спиной. Сгибание и разгибание ног с мячом, поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями. В положении сидя, лежа на спине. Передача мяса из одной руки в другую сзади туловища и между ног. Подбрасывание мяча вверх и его ловля, то же с поворотом кругом. Броски мяча одной рукой (двумя руками), толчком плеча, от груди, из-за головы, снизу, через голову, между ног, на дальность. Броски мяча друг другу одной и двумя руками.
Упражнения с гантелями, гирями: выполнение различных движений руками, туловищем, ногами, удерживая гантели, гири кистями или зажимая их между ступнями. Жим, рывок, толчок, жонглирование гирь.
Подвижные игры.
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: перетягивание через черту, перетягивание в колоннах, шеренгах, выталкивание из круга, тяни в круг, перетягивание каната, «бой петухов», «борьба в квадратах», «кто сильнее?». Игры с бегом на скорость: различные эстафеты, «ворованное знамя», «бейсбол», «русская лапта» и т. д. Игры с прыжками в высоту и длину: «веревочка под ногами», «прыжок за прыжком и т. д. Игры с метанием на дальность и в цель: «снайперы», «лапта» и т. д. Игры подготовительные к спортивным играм: «ловкая подача», «мяч в воздухе», «охотники и утки», Защита укрепления» и т. д.
Упражнения из других видов спорта.
Гимнастика: упражнения на снарядах, ходьба скрестными переменными шагами вперед и назад, приседание, и прыжки на одной и обеих ногах.
Упражнения в висах и упорах (гимнастическая стенка, кольца, перекладина, брусья.) Вис. Смешанные висы: стоя, присев, лежа. Упор. Упор лежа, продольно. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Подтягивание в висе. Подъемы из виса в упор (силой, переворотом, завесом, разгибом, мазом вперед, назад). Опускание из упора в вис (Переворотом вперед, назад). Угол в висе, упоре. Различные соскоки махом вперед, назад. Лазание (канат, шест). Вис на канате, шесте с захватом его ногами скрестно, подъемами ступни. Лазание способом в два, три приема, лазание на одних руках с различными положениями ног. Лазание на скорость, «завязывание каната узлом». Прыжки с каната, шеста.
Легкая атлетика: прыжки в длину с места и с разбега (способом «согнув ноги», «прогнувшись»). Прыжки в высоту с прямого разбега, под углом к планке.
Метания (теннисного мяча, гранаты весом 300, 500, 700 грамм) с места с шага и со скачка.
Беговые упражнения.
Бег на короткие дистанции (30. 60, 100 метров) из различных стартовых положений; бег на средние дистанции (400, 800,1000, 1500 метров); бег на длинные дистанции, бег по пересеченной местности (кроссы) до 5 км., с преодолением различных естественных и искусственных препятствий. Походы, марш-броски до 6 км. Повторный бег (от 10 до 800 метров). Эстафетный бег.
Акробатика.
Кувырки вперед и назад; кувырки назад с переходом в стойку на руках; кувырок-полет в длину, в высоту, через препятствие (мешок, чучело, стул, веревочку и т. д.); кувырок одна нога в перед; кувырок в сторону; кувырок, скрестив голени; кувырок из стойки на голове, кистях и руках, парный кувырок вперед, то же назад. Подъем разгибом из положения лежа на спине, кувырок вперед и подъем разгибом, стойка на голове и руках, на руках. Сальто вперед и назад. Перевороты через спину, руку партнера, с помощью партнера.
Спортивные игры.
Волейбол. Стойка, перемещение по площадке. Верхняя передача мяча в зонах своей площадки, через стойку, то после приема мяча с подачи. Прием мяча снизу у сетки, от сетки, то же с падением. Отбивание мяча снизу двумя руками через сетку, лицом и спиной к ней. Нижняя и верхняя прямые подачи. Прямой нападающий удар. Одиночное, двойное блокирование и страховка. Расстановка игроков при нападающих и защитных действиях. Двусторонняя игра.
Ручной мяч. Передвижения приставными шагами, бег с изменением скорости, бег спиной вперед, остановки. Передачи мяча одной рукой сверху, снизу, сбоку. Ловля мяча. Ведение мяча в движении шагом и бегом. Бросок мяча в ворота одной рукой сверху, снизу, сбоку с места, с шага, в прыжке с разбега. Индивидуальные и групповые действия игроков в нападении и защите. Нападение быстрым прорывом. Техника игры вратаря: стойка, перемещения в воротах, задержание мяча, летящего на разной высоте.
Футбол. Удары по мячу ногой: удары подъемом (внешней, внутренней частью и серединой), стопой (внутренней и внешней), носком по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу. Удары пяткой (назад). Удары перекидные и резаные. Удары по мячу головой: серединой и боковой частью лба (вниз и верхом) без прыжка и в прыжке с разбега. Остановка мяча подошвой, внутренней и внешней стороной стопы, бедром, грудью, лбом. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема, откидка мяча. Отбор мяча при единоборстве с противником; перехват мяча. Ложные движения (финты). Свободный, угловой, штрафной удар. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря. Стойка, перемещение в воротах. Ловля, отбивание мяча, летящего на разной высоте, с различной стороны от вратаря. Выбивание мяча с земли с рук; бросок мяча одной рукой. Тактические действия полевых игроков в нападении, в защите, играя по заданной тактической схеме. Тактика вратаря: уметь выбрать место при ловле мяча, руководить игрой партнеров по обороне, организовать контратаку. Двусторонняя игра.
Силовые упражнения.
Общеразвивающие упражнения для шеи, рук, туловища, ног с отягощениями (набивными мячами, гантелями, гирями, штангой, камнями, бревнами и др. предметами). Упражнения на гимнастических снарядах, настенных и резиновых эспандерах, станках для развития физических качеств на максимальное количество раз при одном подходе. Выполнение жима, толчка, рывка штанги, гири разного веса. Упражнения, игры в преодолении сопротивления партнера, переноске груза, партнера. Упражнения с собственным весом (приседания на одной ноге - «пистолет», подъем туловища на наклонной скамейке, подъем туловища через скамейку лежа на бедрах лицом вниз и вверх и т. д.).
2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Простейшие виды борьбы.
Отталкивание руками, стоя друг против друга на расстоянии одного шага; перетягивание одной рукой, стоя правым (левым) боком друг к другу; перетягивание, сидя ноги врозь, упираясь ступнями; выталкивание с ковра, сидя спиной друг к другу, упираясь ногами и руками; выталкивание или вынесение партнера за ковер в стойке; выведение из равновесия без помощи рук, стоя на одной ноге лицом друг к другу; борьба за захват руки, ног, борьба за площадь ковра в парах, за мяч между командами: стоя, на коленях с применением захватов, подножек и т. д., «бой петухов», «бой всадников», перетягивание каната и др.
Упражнения для укрепления борцовского моста.
Движения в положении на мосту вперед-назад, с поворотом головы, с различными положениями рук; упражнения в упоре головой в ковер: движения вперед-назад, в сторону, кругообразные; забегание вокруг головы, вставание (падение) на мост, стоя на коленях, с приседа, со стойки, и ухода с моста; перевороты с моста через голову (2маятник»), переворот вперед через голову (не касаясь ковра лопатками); движения в упоре головой в ковер под стенкой (находясь спиной к стене, с партнером, удерживающим ноги). Движения на мосту, удерживая набивной мяч, гири, штангу, с партнером, сидящим на бедрах, на груди. Перевороты с моста, забегание вокруг головы, держась за ноги партнера, с преодолением усилий партнера (при дожиме) с различными захватами.
Имитационные упражнения.
Это упражнения, сходные по структуре с элементами техники борьбы (например, имитация движения атакующего при выполнении бросков через спину, прогибом, проходов в ноги, защит, отбрасывание ног). Упражнения с манекеном. Поднимание лежащего или стоящего манекена или партнера из различных исходных положений и с разнообразными захватами для совершенствования силы групп мышц, необходимых при выполнении изучаемых или излюбленных приемов. Броски манекена через спину, прогибом, мельницей, наклоном без действий и с действиями ногами.
Игра регби.
Игра регби на коленях, на ногах с различными ограничениями, с минимумом ограничений.
3. ГРУППА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ.
ПЕРЕВОРОТЫ СКРУЧИВАНИЕМ.
1. Переворот скручиванием захватом двух рук сбоку.
ЗАЩИТА: а) отставить дальнюю ногу, развернуться грудью к сопернику, встать в стойку, освободиться от захвата.
б) захватить ближнюю ногу, подтянуть под себя и забегая сбить соперника набок, забрать балл.
2. Переворот скручиванием захватом руки сбоку и дальней ноги изнутри.
ЗАЩИТА: отставить ногу, встать в стойку, освободиться от захвата.
3. Переворот скручиванием захватом шеи и ближней руки из-под плеча (рычаг). ЗАЩИТА: поднять голову, поджать захваченное плечо, развернуться лицом к сопернику.
КОНТРПРИЕМ: а) поднять плечи, голову и разворачиваясь к сопернику грудью захватить ноги, туловище – опрокинуть на спину.
б) двигая плечи и голову по дуге от соперника растянуть его и закидывая на него ноги забрать балл.
4. Переворот скручиванием захватом локтей на груди (локотки).
ЗАЩИТА: а) освободить руки из захвата.
КОНТРПРИЕМ: прогнуться, забежать к ногам, удержать соперника на спине.
ПЕРЕВОРОТЫ ПЕРЕКАТОМ.
Переворот перекатом захватом шеи с бедром (промокашка).
ЗАЩИТА: отставить ногу прогнуться.
ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ.
ПЕРЕВОДЫ В ПАРТЕР.
1. Перевод рывком захватом одноименной руки и туловища.
ЗАЩИТА: а) упереться рукой в грудь, освободить захваченную руку.
б) двигаясь по ходу рывком освободить захваченную руку.
КОНТРПРИЕМ: опережая соперника захватить ноги.
2. Перевод нырком захватом шеи и ближнего бедра.
ЗАЩИТА: Захватить голову соперника, отставляя ноги рывком под себя перевести его в партер.
КОНТРПРИЕМ: задняя подножка.
СВАЛИВАНИЯ.
Сваливание сбиванием захватом ближней ноги за пятку снаружи и голени изнутри.
ЗАЩИТА: отбросить ноги.
БРОСКИ ПОДВОРОТОМ.
Бросок подворотом захватом шеи и руки скручиванием.
ЗАЩИТА: оседая захватить дальнюю ногу соперника за голеностоп и перевести его в партер.
КОНТРПРИЕМ: подбить руку и пройти в две ноги.
ПРОХОДЫ В НОГИ.
1. Проход в ближнюю ногу изнутри с подбивом руки на плече.
ЗАЩИТА: отставить ногу.
2. 2. Проход в две ноги.
ЗАЩИТА: отбросить ноги, развернуть таз, одной рукой отжимать голову, другой взять руку соперника за кисть и сорвать захват, растягивая забежать на балл.
КОМБИНАЦИИ.
1. Переворот скручиванием захватом рук с боку
ЗАЩИТА: выставить дальнюю ногу в упор – а) переворот скручиванием захватом рук и ближней ноги; б) переворот скручиванием захватом рук и дальней ноги изнутри; в) переворот назад.
1. Перевод рывком в партер захватом одноименной руки и туловища
ЗАЩИТА: выставить ногу вперед и упереться рукой в грудь, освободить захваченную руку – проход в ближнюю ногу.
1. Переворот скручиванием захватом шеи и ближней руки из-под плеча (рычаг)
ЗАЩИТА: поднять голову, поджать захваченное плечо, развернуться лицом к сопернику - не распуская захват опрокинуть соперника на спину.
1. Переворот скручиванием захватом локтей на груди (локотки)
- ЗАЩИТА: освободить руки из захвата - перехватиться за ноги и выиграть балл.
ТАКТИКА БОРЬБЫ:
Простейшие способы тактической подготовки для проведения приемов (сковывание, маневрирование, выведение из равновесия). Изучается одновременно с изучением приемов.
ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ.
Применение изученных технических и тактических действий в условиях учебно-тренировочных схваток.
4.ГРУППА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СВЫШЕ ОДНОГО ГОДА.
Совершенствование ранее изученных и освоение новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций.
ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ.
ПЕРЕВОРОТЫ СКРУЧИВАНИЕМ.
1. Переворот скручиванием захватом рук сбоку и ближнего бедра.
ЗАЩИТА: выставить ногу и встать в стойку.
2. Переворот скручиванием захватом дальней руки сверху и туловища снизу (фадзас).
ЗАЩИТА: вытягивая руку вперед не дать захватить руку.
КОНТРПРИЕМ: зажать руку под плечо, по дуге потянуть за собой и сбить под себя, зашагнуть ногой и забрать балл.
ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ.
БРОСКИ ПОВОРОТОМ (МЕЛЬНИЦА).
Бросок поворотом захватом руки и ноги.
ЗАЩИТА: а) распрямляясь вытащить руку из захвата; б) отбросить ноги.
КОНТРПРИЕМ: выпрямиться, захваченной рукой сбить соперника на спину.
ПРОХОДЫ В НОГИ.
1. Проход нырком в ближнюю ногу, голова внутрь.
ЗАЩИТА: а) рукой захватить плечо, другой руку за кисть, развернуть таз боком к сопернику, прогибаясь сорвать захват.
ЗАЩИТА: б) отбросить ноги, а руки и таз как в защите «а».
КОНТРПРИЕМ: захватить ближнюю ногу за голеностоп и отжимая голову, забрать балл.
1. Проход нырком в ближнюю ногу головой снаружи.
ЗАЩИТА: Ближней рукой захватить туловище, дальней прижать руку соперника к ноге, отставляя ногу и растягивая соперника перевести его в партер и забрать балл.
1. Проход в две ноги.
ЗАЩИТА: отбросить ноги, развернуть таз, ближней рукой захватить руку за плечо, дальней за кисть, сорвать захват с ноги, перевести в партер и забрать балл.
КОМБИНАЦИИ.
1. Переворот скручиванием захватом рук сбоку – ЗАЩИТА: выставить дальнюю ногу в упор – ближнюю руку перенести наверх, захватить соперника на «кольцо», провести переворот перекатом захватом шеи и дальнего бедра.
2. Бросок поворотом захватом руки и ноги - распрямляясь вытащить руку из захвата - захватить ногу и перевести в партер
3. Перевод нырком захватом шеи и ближнего бедра
ЗАЩИТА: захватить голову соперника, отставляя ноги рывком под себя перевести его в партер - захватить руку на шее осуществить выход наверх.
4. Бросок подворотом захватом шеи и руки скручиванием
ЗАЩИТА: оседая захватить дальнюю ногу соперника за голеностоп и перевести его в партер - выдернув ногу из захвата развернуться к сопернику грудью и перевести его в партер.
ДОЖИМЫ И УХОДЫ С МОСТА.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Тактическая подготовка благоприятных положений для проведения приемов, защит, контрприемов, комбинаций изучается в процессе освоения технических действий.
ПОДГОТОВКА И УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ.
Тренировочные схватки продолжительностью 4 – 6 минут с разными партнерами по весу, росту, силе, выносливости с разными заданиями. Применение изученных технических и тактических действий, приемов в соревнованиях. Каждый ученик должен принять участие в 1 – 2 соревнованиях.
5. УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНАЯ ГРУППА
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Совершенствование ранее изученных и освоение новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций. Повышение физической и функциональной подготовленности.
ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ.
ПЕРЕВОРОТЫ СКРУЧИВАНИЕМ.
1. Переворот скручиванием (рычаг) захватом дальней ноги.
2. Переворот скручиванием захватом скрещенных голеней
ЗАЩИТА: а) подтянуть ближнюю ногу соперника к себе;
б) сесть и захватить ближнюю ногу атакующего.
ПЕРЕВОРОТ ПЕРЕКАТОМ.
Переворот перекатом обратным захватом дальнего бедра.
ЗАЩИТА: Повернуться к сопернику грудью.
КОНТРПРИЕМ: повернуться к сопернику грудью, захватить ногу за голеностоп изнутри и потянув ее мимо себя выйти на балл.
ПЕРЕВОРОТ НАКАТОМ.
Накат захватом руки и туловища.
ЗАЩИТА: развернутся грудью в сторону действия приема, ногой и рукой упереться в ковер.
ПЕРЕВОРОТ РАЗГИБАНИЕМ.
Переворот разгибанием обвивом ноги, захватом дальней руки сверху – снизу, рычагом на шею (растяжка).
ЗАЩИТА: а) поднять голову вверх, вытянуть ногу, освободиться от обвива.
б) лечь на захваченную руку, выпрямляя ногу разорвать захват.
ПЕРЕВОРОТ ПЕРЕХОДОМ.
Переворот переходом «ножницы» захватом подбородка.
ЗАЩИТА: развернуться грудью в сторону действия приема.
ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ.
СВАЛИВАНИЯ.
1. Сваливание сбиванием захватом шеи и разноименной ноги снаружи.
ЗАЩИТА: отставить ногу и сбив руку с шеи перевести в партер.
1. Сваливание сбиванием захватом шеи и ближней ноги одноименной рукой.
ЗАЩИТА: захватить руку на шее двумя руками и переводом зайти за спину и сбить в партер.
БРОСКИ ПОВОРОТОМ (мельница).
Бросок поворотом захватом шеи (головы) сверху и одноименной ноги.
ЗАЩИТА: нырком захватить ноги соперника, перевести в партер, забрать балл.
БРОСКИ СКРУЧИВАНИЕМ.
Бросок скручиванием нырком под руку захватом шеи и ближнего бедра.
ЗАЩИТА: прогибаясь опередить соперника и провести переворот скручиванием захватом шеи и ближнего бедра.
КОНТРПРИЕМ: бросок поворотом захватом шеи и одноименной ноги.
БРОСКИ ПОДВОРОТОМ.
Бросок подворотом захватом руки на плечо (кочерга).
ЗАЩИТА: свободной рукой упереться в бедро изнутри.
ПРОХОДЫ В НОГИ.
1. Высокий проход в ногу вразрез.
ЗАЩИТА: а) дальней рукой захватить туловище, ближней прижать руку соперника к своей ноге:
КОНТРПРИЕМ: а) переворот перекатом захватом дальнего бедра;
б) захваченной ногой зацепить дальнюю ногу изнутри, ближнюю захватить рукой за колено и сбить соперника в партер, забрать балл.
ЗАЩИТА: б) отставить ноги, таз развернуть, за счет веса тела перевести соперника в партер, забрать балл.
ПОСАДКИ ЗАХВАТОМ НОГИ, ГОЛОВА СНАРУЖИ.
Отшагнуть назад в сторону, плечом, упираясь в ногу, сбить в партер, забрать балл.
а) Если соперник наклонился вперед, то поднять на плечо и провести бросок наклоном.
б) Ближней рукой перекрыть ногу изнутри, сбить соперника в партер, забрать балл.
2. Высокий проход в ногу голова внутрь.
ЗАЩИТА: а) развернуться боком, ближней рукой захватить плечо, дальней за кисть или локоть:
б) руку отключить, ноги отставить, разорвать захват, перевести в партер и забрать балл.
в) свое плечо подсунуть под подбородок, выпрямляясь разорвать захват.
ПОСАДКИ ЗАХВАТОМ НОГИ, ГОЛОВА ВНУТРЬ.
а) Отшагнуть назад в сторону, плечом в колено сбить в партер, забрать балл.
б) Отшагнуть назад в сторону, поднять ногу соперника вверх, сбить в партер и забрать балл.
в) Рукой сзади изнутри перекрыть колено и сбить в партер, забрать балл.
г) Ногой зашагнуть сзади сбоку за дальнюю ногу, сбить в партер и забрать балл.
3. Низкий на колено проход в ногу вразрез.
ЗАЩИТА: а) дальней рукой захватить туловище, другой прижать руку соперника к своей ноге:
б) отбросить ноги, растянуть соперника, забрать балл, подшагивая провести переворот перекатом захватом дальнего бедра;
КОНТРПРИЕМ: а) подшагивая провести переворот перекатом захватом дальнего бедра;
б) ближней рукой захватить шею, дальней ногой отшагнуть назад и провести переворот скручиванием.
4. Низкий на колени проход в ноги голова внутрь.
ЗАЩИТА: а) ближней рукой захватить плечо, другой кисть или локоть, развернуть таз боком к сопернику:
б) отбросить ноги, растянуть соперника, забрать балл.
КОНТРПРИЕМ: а) отбросить ноги, растянуть соперника, забрать балл.
б) накатить и забрать балл.
КОМБИНАЦИИ.
1. Бросок подворотом скручиванием захватом руки и шеи
ЗАЩИТА: оседая захватить дальнюю ногу – вырвать ногу из захвата и разворачиваясь к сопернику грудью сбить в опасное положение.
2. Сваливание сбиванием захватом шеи и разноименной ноги снаружи - ЗАЩИТА: отставить ногу и сбив руку с шеи перевести в партер - осуществить захват другой ноги и перевести соперника в партер.
3. Сваливание захватом руки и туловища зацепом разноименной ноги снаружи – отставить ногу, рукой упереться в бедро – сваливание сбиванием захватом другой разноименной ноги снаружи.
4. Переворот скручиванием захватом дальней руки сверху и туловища снизу (фадзас)
ЗАЩИТА: зажать руку под плечо, по дуге потянуть за собой и сбить под себя, зашагнуть ногой - накат захватом дальней руки сверху и туловища снизу.
5. Накат захватом руки и туловища
ЗАЩИТА: развернутся грудью в сторону действия приема, ногой и рукой упереться в ковер - переворот переходом «ножницы».
6. Переворот перекатом захватом дальнего бедра
ЗАЩИТА: сесть набок, грудью к атакующему – захватить нижнюю ногу за голень, другой рукой шею, соединить руки в «кольцо» провести переворот перекатом захватом шеи и дальней ноги за голень
7. Переворот разгибанием обвивом ноги, захватом дальней руки сверху – снизу, рычагом на шею (растяжка)
ЗАЩИТА: лечь на захваченную руку, выпрямляя ногу разорвать захват - переворот переходом «ножницы» захватом подбородка.
8. Переворот разгибанием обвивом ноги, захватом двух рук через голову (растяжка)
ЗАЩИТА: лечь на живот, вытянуть руки, освободиться от захвата - переворот переходом «ножницы» захватом подбородка.
ТАКТИКА.
Тактическая подготовка изученных приемов, защит, контрприемов, благоприятных положений для связи данного приема с другими в комбинации. Составление плана схватки и его реализация.
ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА.
Проведение занимающимися отдельных частей занятий по заданию тренера. Приобретение навыка обучения отдельным приемам. Участие в судействе соревнований в качестве бокового судьи и арбитра на ковре.
ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ.
Применение изученных тактических и технических действий в условиях соревнований. Определение тактики отдельных схваток. Тренировочные схватки продолжительностью 4 – 6 минут по 2 – 3 круга. Каждый ученик должен принять участие в 2 – 5 соревнованиях
6. УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНАЯ ГРУППА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Совершенствование ранее изученных и освоение новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций. Повышение физической и функциональной подготовленности.
ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ.
1. Переворот скручиванием захватом шеи с подбородком и ближней руки из-под плеча (рычаг).
ЗАЩИТА: рукой сорвать руку соперника с подбородка.
КОНТРПРИЕМ: свободной рукой захватить локоть на шее, сорвать захват, другой рукой упираясь в бедро изнутри скручиванием сбить соперника на бок и забрать балл.
НАКАТ.
1. Накат захватом туловища и руки за кисть, зацепом за голень ближней ноги.
ЗАЩИТА: лечь, развернуться грудью в сторону действия приема.
ПЕРЕВОРОТ РАЗГИБАНИЕМ.
1. Переворот разгибанием обвивом ноги, захватом разноименной руки изнутри (растяжка).
ЗАЩИТА: не дать захватить руку.
1. Переворот разгибанием обвивом ноги, захватом двух рук через голову (растяжка).
ЗАЩИТА: Лечь на живот, вытянуть руки, освободиться от захвата.
ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ.
БРОСКИ ВРАЩЕНИЕМ.
Накручивание за предплечье.
ЗАЩИТА: шагнуть вперед, рукой сбросить соперника, освободиться от захвата.
ПЕРЕВОДЫ В ПАРТЕР.
1.Перевод в партер закручиванием кисти.
2.Перевод в партер за выпрямленную руку.
СВАЛИВАНИЯ.
Сваливание захватом руки и туловища зацепом разноименной ноги снаружи.
ЗАЩИТА: отставить ногу, свободной рукой упереться в бедро соперника.
КОНТРПРИЕМ: сваливание сбиванием зацепом разноименной ноги изнутри.
КОМБИНАЦИИ.
1. Бросок наклоном нырком под руку захватом плеча и ближнего бедра (огнетушитель)
ЗАЩИТА: захватить голову под плечо, отставить ноги, прогнуться одноименной рукой захватить локоть соперника на своей шее и осуществить выход наверх, забрать балл.
2. Бросок поворотом захватом одноименной ноги и руки «мельница» отставить ногу – переворот скручиванием захватом руки и бедра изнутри.
3. Высокий проход в ногу голова внутрь, посадка
ЗАЩИТА: развернуться боком, ближней рукой захватить плечо, дальней за кисть или локоть: а) нырком под руку скручиванием перевести в партер, забрать балл; б) нырком под руку захватить ноги соперника, перевести в партер и забрать балл.
4. Низкий на колено проход в ногу вразрез
ЗАЩИТА: дальней рукой захватить туловище, другой прижать руку соперника к своей ноге : а) поднять соперника, сбрасывая осуществить выход наверх; б) поставить ногу в упор, встать, провести посадку.
5. Проход нырком в ближнюю ногу, голова внутрь
ЗАЩИТА: развернуть таз боком к сопернику, прогибаясь сорвать захват нырком пройти в две ноги и перевести в партер.
6. Бросок наклоном нырком под руку захватом плеча и ближнего бедра (огнетушитель)
ЗАЩИТА: захватить голову под плечо, отставить ноги, прогнуться одноименной рукой, захватить локоть соперника на своей шее и осуществить выход наверх, забрать балл.
7. Сваливание сбиванием захватом шеи и разноименной ноги снаружи ЗАЩИТА: отставить ногу и сбив руку с шеи перевести в партер - осуществить захват другой ноги и перевести соперника в партер.
8. Сваливание захватом руки и туловища зацепом разноименной ноги снаружи – отставить ногу, рукой упереться в бедро – сваливание сбиванием зацепом другой разноименной ноги снаружи.
9. Бросок поворотом захватом одноименной ноги и руки «мельница» отставить ногу – переворот скручиванием захватом руки и бедра изнутри.
10. Переворот перекатом захватом дальнего бедра
ЗАЩИТА: сесть набок, грудью к атакующему – захватить нижнюю ногу за голень, другой рукой шею, соединить руки в «кольцо» провести переворот перекатом захватом шеи и дальней ноги за голень
ТАКТИКА.
Тактическая подготовка изученных приемов, защит, контрприемов, благоприятных положений для связи данного приема с другими в комбинации. Составление плана схватки и его реализация.
ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА.
Проведение занимающимися отдельных частей занятий по заданию тренера. Приобретение навыка обучения отдельным приемам. Участие в судействе соревнований в качестве бокового судьи и арбитра на ковре.
ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ.
Применение изученных тактических и технических действий в условиях соревнований. Определение тактики отдельных схваток. Тренировочные схватки продолжительностью 4 – 6 минут по 2 – 3 круга. Каждый ученик должен принять участие в 3 – 5 соревнованиях
7. УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНАЯ ГРУППА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Совершенствование ранее изученных и освоение новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций. Повышение физической и функциональной подготовленности.
ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ.
ПЕРЕВОРОТ ЗАБЕГАНИЕМ.
Переворот забеганием захватом рук за запястья изнутри.
ЗАЩИТА: выпрямить руки.
НАКАТ.
Накат захватом за верхнюю часть туловища, зацепом ногами за бедра изнутри
ЗАЩИТА: не дать отключить руки.
ПЕРЕВОРОТ ПЕРЕХОДОМ.
Переворот переходом «ножницы» захватом бедрами руки соперника спереди.
ЗАЩИТА: подняться на колени, вытащить руку из захвата.
ПОЛОЖЕНИЕ: ЗАХВАТ ЗА ШЕЮ И РУКИ СПЕРЕДИ СВЕРХУ.
1. Скручивание захватом шеи и руки (лампочка).
2. Переворот перекатом захватом шеи и разноименной голени в обратную сторону (промокашка)
3. Скручивание нырком под руку захватом бедра.
ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ.
БРОСКИ НАКЛОНОМ.
1. Бросок наклоном нырком под руку захватом плеча и ближнего бедра
ЗАЩИТА: захватить голову под плечо, отставить ноги, прогнуться.
КОНТРПРИЕМ: а) скручивание нырком под руку захватом разноименной руки и ближнего бедра.
КОНТРПРИЕМ: б) захватить шею и руку соперника и разворачиваясь от него рывком перевести в опасное положение.
ПОЛОЖЕНИЕ «КРЕСТ»
( захваченную руку расслабить и опустить вниз и затем брать захват).
1. Сваливание захватом руки и туловища, зацепом разноименной ноги снаружи.
1. Бросок подворотом вправо, влево.
2. Сваливание зацепом разноимённой ноги изнутри
ПОЛОЖЕНИЕ: ОБОЮДНЫЙ ЗАХВАТ: ОДНА РУКА НА ШЕЕ, ДРУГАЯ ЗА ПРЕДПРЕЛЕЧЬЕ.
1. Бросок вращением «накручивание».
2. Бросок подворотом вправо, влево.
3. Проход в одноименную ногу изнутри.
4. Бросок подворотом через плечо (кочерга).
5. Сваливание сбиванием захватом шеи и разноименной ноги.
6. Сваливание сбиванием захватом шеи и одноименной ноги изнутри.
7. Перевод нырком под свою руку, захватом ближнего бедра.
ПОЛОЖЕНИЕ: РУКИ ЗАХВАЧЕНЫ ЗА КИСТИ.
1. Перевод рывком захватом одноименной руки и туловища.
2. Проход в ногу нырком.
3. Сбивание разноимённой рукой в колено, головой в ближнюю руку изнутри.
КОМБИНАЦИИ.
1. Сваливание захватом руки и туловища зацепом разноименной ноги снаружи – отставить ногу, рукой упереться в бедро – сваливание сбиванием захватом другой разноименной ноги снаружи.
2. Бросок поворотом захватом одноименной ноги и руки – отставить ногу – переворот скручиванием захватом руки и бедра изнутри.
3. Бросок скручиванием нырком под руку захватом шеи и ближнего бедра – прогибаясь, опередить соперника и провести скручивание нырком под руку захватом шеи и ближнего бедра – бросок поворотом захватом шеи и одноименной ноги.
4. Переворот скручиванием захватом рук сбоку – выставить ногу в упор – переворот перекатом захватом шеи и дальней ноги.
5. Переворот забеганием, захватом руки на ключ и упором предплечья на шее, двигаясь за соперником, опережая его сбить на бок - накат захватом руки на ключ и туловища – развернуться грудью походу действия приема – ключ, встать на колени соединить руки в замок и перевернуть соперника, надавив на руку грудью.
6. Накручивание за предплечье
ЗАЩИТА: шагнуть вперед, рукой сбросить соперника, освободиться от захвата - захватить ногу соперника, перевести его в партер и забрать балл.
7. Высокий проход в ногу вразрез, посадка
ЗАЩИТА: дальней рукой захватить туловище, ближней прижать руку соперника к своей ноге - захватить две ноги, перевести в партер, забрать балл.
8. Низкий на колени проход в ноги голова внутрь
ЗАЩИТА: ближней рукой захватить плечо, другой кисть или локоть, развернуть таз боком к сопернику - скручивание нырком под руку
9. Высокий проход в ногу голова внутрь, посадка
ЗАЩИТА: развернуться боком, ближней рукой захватить плечо, дальней за кисть или локоть: а) нырком под дальнюю руку скручиванием перевести в партер, забрать балл; б) нырком под ближнюю руку захватить ноги соперника, перевести в партер и забрать балл.
10. Низкий на колено проход в ногу вразрез
ЗАЩИТА: дальней рукой захватить туловище, другой прижать руку соперника к своей ноге: а) поднять соперника, сбрасывая осуществить выход наверх; б) поставить ногу в упор, встать, провести посадку.
11. Проход нырком в ближнюю ногу, голова внутрь
ЗАЩИТА: развернуть таз боком к сопернику, прогибаясь сорвать захват - нырком пройти в две ноги и перевести в партер.
ТАКТИКА.
Тактическая подготовка изученных приемов, защит, контрприемов, благоприятных положений для связи данного приема с другими в комбинации. Составление плана схватки и его реализация.
ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА.
Проведение занимающимися отдельных частей занятий по заданию тренера. Приобретение навыка обучения отдельным приемам. Участие в судействе соревнований в качестве бокового судьи и арбитра на ковре.
ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ.
Применение изученных тактических и технических действий в условиях соревнований. Определение тактики отдельных схваток. Тренировочные схватки продолжительностью 4 – 6 минут по 2 – 3 круга. Каждый ученик должен принять участие в 4 – 5 соревнованиях
8. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ГРУППА ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Совершенствование ранее изученных, освоение и совершенствование новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций. Повышение физической и функциональной подготовки.
ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ.
ПОЛОЖЕНИЕ: СОПЕРНИК ЛЕЖИТ, РУКА РЫЧАГОМ ИЗНУТРИ ЗАБРАНА ЗА КИСТЬ:
1. переворот скручиванием захватом руки и головы, зажимая голову бедрами.
2. переворот скручиванием, зашагивая ногой за туловище.
3. соперник выпрямляет руку – захват руки под локоть и переворот скручиванием рычагом на шею.
ПОЛОЖЕНИЕ: ЗАХВАТ ЗА РУКУ НА ШЕЕ СПЕРЕДИ СНИЗУ.
1. Выход наверх.
2. Переворот скручиванием захватом руки на шее, другой рукой под плечо (локотки).
3. Переворот скручиванием захватом руки на шее и бедра изнутри.
ПРИЕМЫ СНИЗУ.
1. Высед.
2. Переворот скручиванием захватом руки на туловище и зацепом одноименной ногой изнутри (броуле).
3. Сбивание под себя захватом руки под плечо.
Т Е Х Н И К А Б О Р Ь Б Ы В С Т О Й К Е.
ПОЛОЖЕНИЕ: ПЕРЕВОД РЫВКОМ ЗА РУКУ ЗАКРУЧИВАНИЕМ КИСТИ ЗАХВАТОМ РУКИ И ТУЛОВИЩА.
ЗАЩИТА: двигаясь по ходу выдернуть руку из захвата, развернуться грудью к сопернику.
1. Проход в ногу;
2. Бросок через плечо (кочерга);
3. Обратный бросок через плечо (обратная кочерга);
4. Сбивание зацепом одноимённой (разноимённой) ноги.
5. Выпрямить руку, затем бросок прогибом.
ПОЛОЖЕНИЕ: ОБОЮДНЫЙ ЗАХВАТ.
1. Захваченную кисть соперника опустить на бедро:
а) перевод рывком захватом одноименной руки и туловища;
б) перевод головой в локоть сзади захватом дальней ноги снаружи;
в) перевод нырком
2. Перевод головой в локоть сзади захватом ближней ноги.
3. Сваливание сбиванием захваченной рукой в одноименное бедро.
4. Бросок вращением «вертушка».
5. Сваливание зацепом разноименной ногой снаружи.
6. Сваливание зацепом одноименной ноги изнутри.
ПОЛОЖЕНИЕ: ЗАХВАТ РУКИ СНИЗУ ЗА ПЛЕЧО.
1. Сваливание сбиванием в плечо, захватом дальней ноги.
1. Проход в ногу нырком под свою руку.
2. Захват головы сверху.
4. Проход в одноименную ногу изнутри, переводом плеча снизу.
ПОЛОЖЕНИЕ: ЗАХВАТ РУКИ СБОКУ ДВУМЯ РУКАМИ.
1. Перевод рывком одноименной руки и туловища, зацепом разноименной ногой снаружи.
2. Бросок подворотом через плечо «кочерга».
3. Сваливание зацепом за разноименную дальнюю ногу.
4. Бросок поворотом захватом разноименной руки и ноги.
5. Бросок подворотом через плечо «кочерга» в обратную сторону.
6. Сбивание в плечо.
7. Сбивание рукой за дальнюю ногу.
ПОЛОЖЕНИЕ: РУКИ СНИЗУ ЗА ЛОКТИ.
1. Сковывание: локти внутрь, на себя.
2. Проход в ногу нырком.
3. Бросок вращением «накручивание»
4. Перевод руки в положение «рука сбоку».
ПОЛОЖЕНИЕ: РУКА НА ШЕЕ, ДРУГАЯ НА ПЛЕЧЕ.
1. Швунги.
2. Перевод рывком, закручиванием кисти, захватом руки и туловища.
3. Бросок поворотом захватом разноименной руки и ноги.
4. Бросок подворотом скручиванием захватом руки и шеи.
5. Бросок наклоном нырком под руку, захватом шеи и ближнего бедра (огнетушитель).
6. Проход в ногу вразрез.
7. Проход в разноименную ногу зашагиванием, нырком под руку.
8. Бросок через плечо.
ПОЛОЖЕНИЕ: ВЫСОКИЙ ПРОХОД В НОГУ ВРАЗРЕЗ.
КОНТРПРИЕМЫ: 1. Переворот перекатом захватом дальнего бедра.
1. Сбивание зацепом за разноименную ногу рукой и ногой.
2. Перевод в партер, растягивая соперника.
ПОЛОЖЕНИЕ: ВЫСОКИЙ ПРОХОД В НОГУ ВРАЗРЕЗ
(ПРОДОЛЖЕНИЕ АТАКИ).
1. Посадка.
2. Перехват за две ноги, бросок наклоном.
3. Посадка, вытащить ногу вверх, сбивание захватом шеи и ноги.
ПОЛОЖЕНИЕ: ВЫСОКИЙ ПРОХОД В НОГУ ГОЛОВА ВНУТРЬ.
ЗАЩИТА: 1. Захватить ближнее плечо, другой рукой кисть или локоть, потянуть их вверх, а ногу вниз, освободиться от захвата
1. Свое плечо просунуть под подбородок соперника и выпрямляясь разорвать захват.
ВЫСОКИЙ ПРОХОД В НОГУ, ГОЛОВА ВНУТРЬ
(ПРОДОЛЖЕНИЕ АТАКИ).
1. Посадка.
2. Посадка, ногу вытащить вверх, сбить в партер.
3. Сваливание сбиванием рукой захватом одноименной ноги изнутри.
ПОЛОЖЕНИЕ: НИЗКИЙ ПРОХОД В НОГУ ВРАЗРЕЗ
(ПРОДОЛЖЕНИЕ АТАКИ).
1. Поднять на плечо и сбрасывая выход наверх.
2. Перехватиться за две ноги и скручиванием забрать балл.
3. Встать в стойку, посадки.
4. Зашагивая разноименной ногой за ближнюю ногу, сбросить соперника и забрать балл.
ЗАЩИТА: растянуть соперника и забрать балл.
ПОЛОЖЕНИЕ: НИЗКИЙ ПРОХОД В НОГУ ГОЛОВА ВНУТРЬ
(ПРОДОЛЖЕНИЕ АТАКИ).
1. Головой упереться в грудь, встать и сделать посадку.
2. Сваливание сбиванием одноименной рукой сзади изнутри.
ЗАЩИТА: растянуть соперника и забрать балл.
КОНТРПРИЕМЫ:
1. Бросок отхватом.
1. Накатом растянуть соперника и забрать балл.
2. Переворот перекатом захватом стопы и шеи.
3. Отжать голову, разноименной ногой зашагнуть за ближнюю ногу, забрать балл.
ПОЛОЖЕНИЕ: СОПЕРНИК НА ЧЕТЫРЕХ ТОЧКАХ.
1. Скручивание захватом дальней ноги.
2. Переворот скручиванием захватом скрещенных голеней.
3. Скручивание захватом двух ног за бёдра.
КОМБИНАЦИИ.
1. Высокий проход в ногу вразрез, посадка
ЗАЩИТА: дальней рукой захватить туловище, ближней прижать руку соперника к своей ноге - захватить две ноги, перевести в партер, забрать балл.
а) подшагнуть, вытащить соперника на плечо, провести бросок наклоном;
б) захватить две ноги, перевести в партер, забрать балл.
2. Перевод рывком, закручиванием кисти захватом руки и туловища - ЗАЩИТА: упереться рукой в грудь - проход в ближнюю ногу.
3. Переворот скручиванием захватом руки сверху и туловища снизу из положения лёжа (голова на руке, ногой сковывать ближнюю ногу):
а) ЗАЩИТА: ближней ногой зашагнуть на соперника - накат захватом руки сверху и туловища снизу;
б) ЗАЩИТА: выставить дальнюю ногу в упор - подняться перешагнуть через соперника, коленом или ногой под соперника и провести накат;
в) ЗАЩИТА: выставить дальнюю ногу в упор, голову поднять встать на ноги - ближней ногой выседом шагнуть вперёд и опрокинуть соперника в опасное положение
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Тактическая подготовка изученных приемов, защит, контрприемов, благоприятных положений для связи данного приема в комбинации. Тактика выступления на соревнованиях. Анализ мастерства соперников, определение положения в турнирной таблице, распределение сил.
ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА.
Проведение отдельных частей и занятий в целом в младших группах. Приобретение навыка обучения отдельным приемам, защитам контрприемам. Участие в судействе в качестве бокового судьи, арбитра и помощника секретаря. Оказание помощи преподавателю в организации и проведении соревнований.
ПОДГОТОВКА И УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ.
Проведение 2 – 4 тренировочных схваток в течение одного занятия с разными партнерами, с различными заданиями. Применение изученной техники и тактики в условиях соревнований с борцами 1 юношеского разряда и выше. Каждый занимающийся должен принять участие в 3 – 6 соревнованиях
IV. О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н О - М Е Т О Д И Ч Е С К И Е
У К А З А Н И Я.
Учебно-тренировочный процесс строится применительно к возрастным особенностям занимающихся.
Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций и т.д. Желательно чтобы занимающиеся старших групп самостоятельно изучали литературу и делали сообщения на занятиях.
Вопросы по первым трем темам желательно осветить врачом.
С основными сведениями по гигиене и режиму дня борца нужно ознакомить в самом начале обучения. В последующие годы более углубленно изучаются вопросы врачебного контроля и самоконтроля, предупреждение травм. В период подготовки борцов к соревнованиям более тщательно изучаются правила использования естественных факторов природы в целях закаливания организма, режима питания, основы спортивного массажа и самомассажа.
Четвертую и пятую тему рекомендуется иллюстрировать конкретными примерами развития физической культуры и спорта в России и наиболее интересными фактами текущей спортивной жизни. На примере выдающихся представителей вольной борьбы (Александр Медведь, Иван Ярыгин, Сергей и Анатолий Белоглазовы, Бувайсар и Адам Сайтиевы, Арсен Фадзаев, Александр Иваницкий и другие) воспитывать чувство гордости и патриотизма.
В своей практической деятельности тренеру-преподавателю необходимо учитывать сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств.
Занятия в подготовительных группах проводятся преимущественно игровым методом (применяются различные подвижные игры, эстафеты, простейшие формы борьбы). Преподаватель должен особое внимание уделять эмоциональности, тщательно следить за дозировкой нагрузки.
Занятия по ОФП в спортивном зале необходимо сочетать с занятиями на свежем воздухе (легкая атлетика, спортивные игры и т.д.).
Летом занятия по вольной борьбе рекомендуется проводить на свежем воздухе.
В начале каждого учебного года проводится повторение ранее изученных приемов.
Технические действия для ведения борьбы в стойке и партере расположены в порядке возрастающей трудности.
Практический материал может корректироваться в связи с изменениями правил соревнований, появления новых приемов.
Перед изучением приемов борьбы в партере занимающимся необходимо овладеть основными положениями в борьбе, захватами и освобождением от них и техникой передвижения по ковру.
Вначале изучают 3 – 4 приема в партере, затем 1 – 2 приема в стойке.
После усвоения структуры выполнения приемов изучаются защиты и контрприемы, (сложные контрприемы изучаются, когда они освоены как самостоятельные приемы), затем изучаются простые комбинации из приемов одной или различных групп с защитой атакованного.
Приемы занимающиеся изучают с партнерами. В начале партнер не должен оказывать сопротивление, затем, постепенно увеличивая, доводит его до предела.
Изучение способов тактической подготовки на места и в движении происходит одновременно с освоением данного приема после того, как он изучен с несопротивляющимся партнером. Дальнейшее совершенствование происходит в учебно-тренировочных схватках, схватках по заданию, контрольных схватках.
Изучение способов захвата руки на ключ проводится непосредственно перед обучением переворотов с ключом, а дожимы и уходы с моста в процессе совершенствования приемов после соответствующей подготовки мышц шеи. Исходное положение и захват при дожимах определяется конечным положением используемого приема. Дальнейшее совершенствование и изучение приемов, защит, контрприемов надо проводить с учетом возможной связи их в комбинации.
Необходимо обучить занимающихся проводить приемы в обе стороны.
Каждому занимающемуся в младших группах необходимо овладеть в совершенстве 5 – 6 приемами в партере и таким же количеством в стойке, в старших группах 3 – 4 комбинации в стойке и партере.
Следует учитывать, что для освоения комбинационного стиля требуется 3 – 4 года.
Учебно-тренировочные занятия проводятся в форме урока, состоящего из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.
Вводная часть (5 – 10 минут).
Задачи: Организация группы – построение, разъяснение задач и содержания урока, подготовка группы к предстоящей работе.
Средства: строевые упражнения на месте и в движении, различные виды ходьбы и бега, упражнения на внимание.
Подготовительная часть (15 – 30 минут).
Задачи: развитие физических качеств, усиление деятельности дыхательной и сердечно – сосудистой систем, подготовка организма к предстоящей работе.
Средства: общеразвивающие упражнения, прикладные упражнения, подвижные игры и эстафеты, упражнения с предметами (гантели, скакалки, набивные мячи и т. д.),
специальные упражнения (упражнения для укрепления борцовского моста, с чучелом, имитационные упражнения и др.).
Основная часть (70 - 150 минут).
Задачи: изучение и совершенствование техники и тактики борьбы, развитие общих и специальных физических качеств, совершенствование волевых качеств борца, повышение его тренированности.
Средства: специальные упражнения, имитирующие технические действия борца, упражнения с борцовским манекеном, изучение и совершенствование техники и тактики вольной борьбы с партнером, различные схватки.
Заключительная часть (10 – 15 минут).
Задачи: постепенным снижением нагрузки привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние.
Средства: спокойная ходьба, упражнения на расслабление, упражнения на внимание, спокойные игры.
В целях совершенствования технического и тактического мастерства с борцами старших разрядов, следует проводить кроме групповых и индивидуальные занятия, на которых тренер развивает характерные особенности техники и тактики борца.
На каждом занятии необходимо проводить тренировку на ковре, удельный вес которой увеличивается с приближением соревнований.
В процессе теоретических и практических занятий занимающиеся приобретают теоретические знания, инструкторские и судейские навыки, необходимые для самостоятельного проведения занятий и судейства соревнований по вольной борьбе.
Для успешного усвоения материала занимающимся следует давать индивидуальные задания по физической подготовке, совершенствованию техники и вопросам теории.
Инструкторская и судейская практика осуществляется на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях. Тренер дает задание обучить тому или иному упражнению или приему, провести часть урока, поручает на соревнованиях обязанности бокового судьи, арбитра на ковре, помощника секретаря и т.д. Кроме того, на инструкторскую практику выделяются часы, предусмотренные учебным планом. После соревнований проводиться разбор и оценка выполнения спортсменами судейской практики. Учет судейской и инструкторской практики ведется тренером.
Учащиеся необходимо периодически участвовать в соревнованиях. Перед каждым соревнованием преподаватель дает установку, а по окончании проводит разбор, оценку выполненных заданий и указывает пути устранения допущенных ошибок.
В конце года проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке, технике, тактике и теоретическим знаниям.
V. ПРИЛОЖЕНИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ПРАВИЛА ПЕРЕВОДА УЧАЩИХСЯ НА ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ (отделение вольной борьбы).
№ |
Наименование упражнения |
Гр.нач.подг. св.1 г. |
Учебно – тренировочные группы |
|||
1 г. |
2 г. |
3 г. |
4 г. |
|||
1 |
Бег 30-60 м. |
5.7 \ 9.8 |
5.5 \9.8 |
5.3\9.7 |
5.2\9,6 |
5.0\9,4 |
2 |
Кросс 1. Без учета времени 2. 500 метров |
1000 |
1,60 |
1,55 |
1,50 |
1,52 |
3 |
Прыжок в длину с места (см.) |
150 |
160 |
180 |
200 |
220 |
4 |
Челночный бег 3 раз по 10 метров |
13.2 с. |
12.1 с. |
10.1 с. |
8.0 с. |
7.0 с. |
5 |
Подтягивание на перекладине |
6 |
10 |
12 |
14 |
15 |
6 |
Сгибание рук в упоре: 1. лежа за 20 сек 2. на брусьях (кол.раз) |
12 4 |
16 12 |
18 17 |
20 20 |
24 30 |
7 |
Забегание вокруг головы (5-в лево 5-право) сек. |
32 |
28 |
25 |
23 |
21 |
8 |
Перевороты с моста (на оценку) |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
9 |
Броски партнера за 20 сек. |
5 через плечи |
6 через спину |
6 через спину |
7 через спину |
6 прогибом |
10 |
Проведение схватки по правилам, своего уровня подготовки (на оценку) |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
11 |
Участие в соревнованиях |
пер-во ДЮСШ |
пер-во района |
пер-во РБ |
пер-во РБ ПФО |
пер-во РБ ПФО |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ПРИМЕРНЫЕ СЕНСИТИВНЫЕ (БЛАГОПРИЯТНЫЕ) ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ.
|
Возраст учащихся (лет). |
||||||||||
Морфофункциональные показатели, физические качества |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
Рост |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Мышечная масса |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Быстрота |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Скоростно-силовые качества |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Сила |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Выносливость (аэробные возможности) |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Анаэробные возможности. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Гибкость |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Координационные возможности |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Равновесие |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЮСШ
ОТДЕЛЕНИЯ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ.
№ |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ |
Подготовительные |
Учебно- тренировочные |
|||||
СОГ |
до 1г. |
Св. 1 г. |
1 г. |
2 г. |
3г. |
4 г. |
||
1 |
Физическая культура – важное средство физического развития и здоровья человека. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Личная и общественная гигиена. Закаливание. Режим дня и питание. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Техника безопасности на занятиях борьбой |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Рождение и развитие вольной борьбы. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Выдающиеся отечественные спортсмены в вольной борьбе. Борьба в РФ. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
6 |
Самоконтроль в процессе занятий спортом |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Основы методики обучения и тренировки |
- |
- |
2 |
3 |
3 |
3 |
|
8 |
Основы техники и тактики спортивной борьбы |
1 |
1 |
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Правила соревнований по спортивной борьбе. Проведение соревнований. |
- |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
||
9 |
Моральная и психологическая подготовка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
10 |
Физическая подготовка |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11 |
Просмотр и анализ соревнований |
- |
- |
2 |
6 |
6 |
8 |
|
12 |
Основные сведения о ЕВСК. Условия выполнения норм и требований ЕВСК. |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
13 |
Установки перед соревнованиями |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
|
ВСЕГО |
12 |
12 |
14 |
24 |
32 |
36 |
40 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ДЮСШ ОТДЕЛЕНИЯ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ.
|
||||||||
№ |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ |
Количество часов |
||||||
СОГ |
Нач. подготовки |
Уч. тренировочные |
||||||
весь период |
До1 г. |
Св.1 г. |
1 г. о. |
2 г. о. |
3 г. о. |
4 г. о. |
||
1 |
Теоретическая подготовка |
12 |
12 |
14 |
24 |
32 |
36 |
40 |
2 |
Общая физическая подготовка |
182 |
152 |
172 |
212 |
212 |
230 |
230 |
3 |
Специальная физическая подготовка |
66 |
46 |
78 |
112 |
112 |
192 |
192 |
4 |
Технико-тактическая, психологическая подготовка |
42 |
82 |
144 |
183 |
183 |
299 |
299 |
5 |
Инструкторская и судейская практика |
_ |
4 |
6 |
6 |
14 |
14 |
|
6 |
Соревновательная подготовка |
4 |
16 |
24 |
24 |
54 |
54 |
|
6 |
Приемные и переводные испытания |
6 |
12 |
12 |
14 |
14 |
20 |
20 |
7 |
Восстановительные мероприятия |
- |
18 |
40 |
40 |
80 |
80 |
|
8 |
Медицинское, углубленное комплексное обследование |
4 |
4 |
10 |
12 |
12 |
12 |
12 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧЕБНЫХ ГРУПП И РЕЖИМ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
Этапы подготовки |
Период обучения |
Минимальная наполняемость групп (чел). |
Максимальный объём учебно-тренировочной работы |
|
в неделю |
за год |
|||
Спортивно-оздоровительный |
Весь период |
15 |
6 |
312 |
Начальной подготовки |
Первого года обучения |
15 |
6 |
312 |
Свыше года обучения |
14 |
9 |
468 |
|
Учебно-тренировочный |
1 года занятий |
12 |
12 |
624 |
2 года занятий |
12 |
12 |
624 |
|
3 года занятий |
8 |
18 |
936 |
|
4 года занятий |
8 |
18 |
936 |