Личный кабинет

Программа "Вольная борьба"

 

 

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я   З А П И С К А.

 

Дополнительная общеразвивающая программа по спортивной (вольной) борьбе (далее – программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующих деятельность спортивных школ:

 - Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 

- Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 14.12.2007 № 329-ФЗ, 

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

 - приказа Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»; 

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по спортивной (вольной) борьбе ориентирована на развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.  Актуальность программы: определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области спортивной (вольной) борьбы, развития физических и морально-волевых качеств воспитанников. Основания для зачисления детей в спортивно-оздоровительные группы: соответствие возраста требованиям СаН ПиН и отсутствие отклонений в состоянии здоровья (справка от участкового врача - педиатра).

Педагогическая целесообразность программы определена общей последовательностью изучения программного материала, что позволит тренерам ДЮСШ придерживаться в своей работе единого стратегического направления в тренировочном процессе. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: с 10 до 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний.  Сроки реализации программы 3 года: программа рассчитана на детей и подростков от 10 до 18 лет.  Форма обучения – очная.

 

 ДЮСШ  организует работу с детьми в течении всего календарного года. Учебный год начинается 1 сентября. Учебно - тренировочный процесс рассчитан на 52 учебные недели: 46 недель в условиях ДЮСШ, 6  недель по индивидуальным планам. Организация учебно-тренировочного процесса с обучающимися осуществляется в соответствии с расписанием занятий. Расписание занятий составляется с учѐтом санитарно-гигиенических норм и требований, возможностей детей и занятости залов. В зависимости от различных причин (ремонт зала, изменение режима учѐбы в школе у детей, и др.) расписание  учебно-тренировочных занятий может корректироваться.

 Цель:  создание условий для физического воспитания личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте.

Задачи:   формирование теоретических знаний в области физической культуры и спорта, анатомии, физиологии и гигиены спорта, методики преподавания вольной борьбы, а так же организации и судейства соревнований; 

укрепление здоровья средствами спортивной тренировки;

 содействие всестороннему физическому развитию;

 выявление задатков и способностей детей для последующего совершенствования их спортивного мастерства;

развитие специальных физических (двигательных) способностей;

 изучение и совершенствование техники и тактики вольной борьбы; 

формирование стойкой потребности к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни; 

приобретение соревновательного опыта и достижение максимально возможного спортивного результата;

 воспитание морально-волевых качеств.

Планируемый результат:

 формирование   устойчивого интереса к занятиям спортом;

  формирование широкого круга двигательных умений и навыков; 

 освоение основ техники по виду спорта спортивная (вольная) борьба;  всестороннее гармоничное развитие физических качеств; 

  отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта спортивная (вольная) борьба.  

- укрепление здоровья спортсменов. 

Основными формами тренировочного процесса являются:

 тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной с учетом избранного вида спорта, возрастных и гендерных особенностей занимающихся;

 индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно учебным планам с одним или несколькими занимающимися, объединенными для подготовки к выступлению на спортивных соревнованиях в пару, группу;  самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам;

 тренировочные сборы;

 участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях; 

инструкторская и судейская практика;

- медико-восстановительные мероприятия.

 

Программа дает возможность двигаться в одном направлении от групп начальной подготовки к учебно-тренировочным группам, осуществляя взаимосвязь между этими группами.

Учебная работа по вольной борьбе проводится на основе данной программы и проводится круглогодично.

 

Программа также определяет ряд задач на различных этапах подготовки.

Этап начальной подготовки;

· стабильность состава занимающихся;

· динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств;

· уровень освоения основ гигиены и самоконтроля;

· освоение базового программного материала:

Этап учебно-тренировочный

· состояние здоровья занимающихся;

· уровень физического развития;

· динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями;

· показатели освоения объёмов тренировочных нагрузок;

· применение знаний, умений и навыков в соревновательной практике.                                  

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются:

· выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке для перехода на последующий этап обучения;

· овладение знаниями теории вольной борьбы и практическими навыками проведения соревнований;

· успешное выступление в соревнованиях.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

В процессе тренировки решаются и воспитательные задачи. Преподаватели должны  воспитывать у юных спортсменов сознательное и добросовестное отношение к своим обязанностям, уважения к старшим, дружбы, товарищества, организованности и дисциплины, патриотизма.

Важным условием для успеха воспитательной работы является своевременное начало занятий, хорошая их организация, высокая требовательность к посещаемости и выполнению норм и правил личной гигиены. Особое значение имеет личный пример тренера – преподавателя.

Воспитательную работу нужно также проводить вне учебных занятий в форме бесед, лекций, докладов, экскурсий, посещения выставок, просмотра фильмов, соревнований.

Тренер – преподаватель обязан поддерживать связь с родителями юных спортсменов, классными руководителями, следить за успеваемостью уча­щихся и так далее.

   

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическая подготовка включает:

1.     Формирование личности;

2.     Межличностные отношения;

3.     Спортивный интеллект;

4.     Психологические функции;

5.     Психомоторные качества.

Основные задачи:

1.     Привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;

2.     Формирование установки на тренировочную деятельность.

 

Главными методами психологической подготовки: беседы, убеждения, педагогические внушения, методы моделирования ситуации через игру и моделирование соревновательной деятельности, ситуации, требующие преодоления трудностей (страх, волнение, неприятные ощущения и т. д.). В этих ситуациях, как правило, не ставятся задачи проявить предельные мобилизационные возможности.

Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную.

Общая психологическая подготовка направлена на развитие и совершенствование у спортсменов тех психологических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение  приемам саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, (воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т. д.).

Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психической готовности к участию в конкретном соревновании.

Психическая готовность к соревнованиям характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы. (А. Ц. Пуни).

Специальная психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на раннюю (примерно за месяц до соревнования) и непосредственную перед выступлением и в течение соревнований. 

Ранняя предсоревновательная подготовка предполагает:

· получение информации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурентах;

· получение информации об уровне тренированности спортсмена, особенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки;

· определение цели выступления, составление программы действий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации);

· разработку подробной программы психологической подготовки к соревнованиям поведения, включая и этап самих соревнований; разработку системы моделирования условий предстоящих соревнований;

· стимуляции правильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки;

· организация преодоления трудностей и препятствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с установкой на совершенствование у юного спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления;

· создание в процессе подготовки условий и использования приемов для снижения психической напряженности спортсмена.

Непосредственная психологическая подготовка в ходе соревнований включает:   

· психическую настройку и управление психическим состоянием непосредственно перед выступлением;

· психологическое воздействие в перерывах между выступлениями и организацию условий для нервно - психологического восстановления;

· психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие после окончания очередного выступления.

Психологическая настройка перед каждым выступлением должна предусматривать интеллектуальную настройку на выступление, заключающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борьбы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности к максимальным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств в предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействий, уменьшающих эмоциональную напряженность спортсмена.

Психологическое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями - анализ прошедших выступлений, ориентировочное программирование очередного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности, организации условий для нервно  психологического восстановления (уменьшение психологического утомления, снижения напряженности путем применения различных средств активного отдыха, отвлечения, самовнушения и т. п.).

Психологическое воздействие в ходе одного выступления предусматривает короткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию волевых усилий, уменьшение психологической напряженности, психологическое воздействие после окончания классификационных выступлений - нормализация психического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, выработке уверенности в своих силах.

4.     РЕГУЛЯЦИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ ЮНОГО СПОРТСТМЕНА.

В процессе занятий с юными спортсменами важно учитывать особенности их эмоционального состояния. Подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, преобладанием возбуждения над торможением, быстрой сменой настроения, склонностью к аффектам - страстному, резкому, бурному выражению переживаемых чувств. Регулирование эмоционального возбуждения юных спортсменов осуществляется как в процессе тренировки, так и перед выступлением в соревновании с помощью разных методов воздействия.

К числу приемов, способствующих достижению оптимального возбуждения, относятся в первую очередь словесные воздействия (разъяснения, убеждения, одобрение, похвала и др.). С их помощью снижается эмоциональная напряженность, неуверенность в своих силах, уменьшается чрезмерное чувство ответственности перед соревнованиями.

Воздействие словом рекомендуется проводить за несколько дней до начала соревнований. Практика показывает, что в день соревнований, особенно перед их началом, это воздействие не дает положительного эффекта, а иногда приносит вред.

Приемы самовоздействия, которыми овладел юный спортсмен в процессе круглогодичной подготовки, имеют, пожалуй, наибольшее значение в соревновательной обстановке. К ним относятся: переключение мыслей и внимания на формы и явления, вызывающие положительную реакцию (на спортивную технику, процесс спортивного совершенствования), самоубеждение, самоприказы типа «успокойся», «не волнуйся», «возьми себя в руки» и т. п.

Весьма эффективными являются и другие приемы снижения уровня возбуждения: произвольная задержка выразительных движений, свойственных возбужденному состоянию;

произвольная регуляция дыхания путем изменения интервалов вдоха и выдоха, задержка дыхания;

чередование напряжения и расслабления групп мышц (лежа, сидя);

контроль за собственной мимикой, выражением лица, моторикой и другими внешними проявления и «приведение» их к уровню, соответствующему нормальному, спокойному состоянию;

 успокаивающие приемы массажа и самомассажа (легкое поглаживание, потряхивание и др.).

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед предстоящим выступлением, настройка на максимальную отдачу в соревнованиях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т. д.

Из психопрофилактических методов влияния применяются, прежде всего, аутогенная тренировка, активизирующая терапия и впущенный сон - отдых.

Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния юных спортсменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными особенностями (проявлением силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мышечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и пр.).

 

5. ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЁТ.

Учебно-тренировочный процесс в каждой группе планируется на основе данной программы, учебного плана и годовых графиков расчета учебных часов.

Учебным планом предусматриваются теоретические и практи­ческие занятия.

На теоретических занятиях учащиеся получают знания по ана­томии, физиологии, биомеханике физических упражнений, гигие­не, врачебному контролю, восстановлению, методике обучения и тренировки в объеме, необходимом спортсменам-борцам и буду­щим инструкторам-общественникам.

Практические занятия состоят из следующих разделов: общая и специальная физическая подготовка; изучение и совершенство­вание техники и тактики вольной борьбы; инструкторская и су­дейская практика; испытания по выполнению контрольных норма­тивов.

Количество часов на соревнования учитывается по разделу «Изучение и совершенствование техники и тактики вольной борьбы».

При планировании программного материала практических за­нятий средства подготовки определяются в зависимости от перио­да тренировки, уровня общефизической и специальной подготов­ленности и возраста занимающихся.

Планирование учебно-тренировочных занятий для новичков должно быть подчинено задачам всестороннего физического раз­вития, изучения элементов техники вольной борьбы и тактики. Для борцов разрядников осуществляется изучение и совершенст­вование техники и тактики борьбы, подготовка к участию в со­ревнованиях в соответствии с календарным планом.

Учебно-тренировочный процесс каждого года делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный, (в группах начальной подготовки первого года обучения деление на периоды не производится).

Каждый период имеет свои задачи.

Подготовительный период (август-октябрь).

Задачи: укреп­ление здоровья занимающихся, улучшение их общей физической подготовленности, изучение техники и тактики борьбы, совершен­ствование моральных и волевых качеств,  теоретическая подготовка.

Соревновательный период (ноябрь-май).

Задачи: дальнейшее развитие физических, моральных и волевых качеств, изучение и совершенствование техники и тактики борьбы, достижение высо­кого уровня тренированности, специальная подготовка и участие в соревнованиях,  при­обретение инструкторских и судейских навыков.

В этом периоде особое внимание уделяется непосредственной подготовке занимающихся к предстоящим соревнованиям.

В зависимости от количества крупных соревнований соревно­вательный период может состоять из 2—3 циклов подготовки.

Соревнования по борьбе проводятся согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий

Переходный период  (июнь-июль).

Задачи: активный от­дых, поддержание достигнутой общей и специальной физической подготовленности,

Детям, уезжающим на каникулы, тренер-преподава­тель должен дать индивидуальное задание по общей и специаль­ной физической подготовке.

Планирование учебно-тренировочного процесса для спортсменов 1 разряда взрослых и выше может быть изменено в зависимости от сроков проведения основных крупных соревнова­ний и осуществляется по индивидуальному плану тренировки спортсмена.   При этом следует соблюдать необходимую продол­жительность различных периодов тренировки.

В отделении по вольной борьбе ДЮСШ, должны быть следующие учебные документы: программа, учеб­ные планы, годовые графики учебных часов для отдельных групп, расписание занятий, календарный план спортивных мероприятий, индивидуаль­ные планы занимающихся старших разрядов.

Учет учебно-тренировочной и воспитательной работы в группах ведется в специальном журнале.

             

II. У Ч Е  Б Н Ы Й  М А Т Е РИ А Л.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

 

1 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА:

Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли и жизненно важных умений и навыков.

 

2. ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА:

Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений.

 

3. ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА:

Значение и основные понятия правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Роль спортивного режима и питания.

 

4. РОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ:

История вольной борьбы.

 

5. ВЫДАЮЩИЕСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СПОРТСМЕНЫ

В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ:

Чемпионы и призеры олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы.

 

6. САМОКОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ:

Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом. Дневник самоконтроля. Его форма и содержание.

 

7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ:

Понятие о спортивной тренировке. Ее цель, задачи и основное содержание. Общая и специальная физическая подготовка. Технико-тактическая подготовка.

 

8. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ:

Физические упражнения. Подготовительные, общеразвивающие и специальные упражнения. Средства разносторонней подготовки.

 

9. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

Понятие о физ. подготовке. Основные сведения о ее содержании и видах. Краткая хар - ка основных физических качеств, особенности их развития.

 

10. ЕДИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ:

Основные сведения о ЕВСК. Условия выполнения требований и норм ЕВСК.

                 

III. П Р А К Т И Ч Е С К И Й  М А Т Е Р И А Л

 

1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

(для всех групп)

 

Строевые упражнения.

Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем и замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Напра-во!», «Нале-во!», «Кру-гом!». Изменение скорости движения командам: «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!». Перестроение из одной шеренги в две, три, и т. д.

Общеразвивающие упражнения.

Основные движения головой, руками, ногами, туловищем, (типа зарядки, разминки).

Упражнения для шеи:

наклоны головой вперед, назад, в стороны, повороты, круговые движения без сопротивления, с сопротивлением, в парах.

Упражнения для рук и плечевого пояса:

сгибание и разгибание пальцев; движения в плечевых, локтевых, и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, повороты, вращения, отведение и приведение); одновременные, попеременные и последовательные маховые, круговые движения; сгибание и разгибание рук в упоре и лежа.

Упражнения для туловища:

наклоны туловища вперед, назад, в стороны; повороты налево, направо (выполнение с большой амплитудой и дополнительными пружинящими движениями); круговые движения туловищем.

Упражнения для ног:

 движения в голеностопном, коленном, тазобедренном суставах (сгибание, разгибание, вращение) из различных исходных положений (стоя на одной ноге, с опорой на партнера, стену, снаряд, сидя, лежа на спине). Маховые и круговые движения ногой. Приседания, прыжки на двух и на одной ноге. Выпады.

 Пружинящие приседания в выпаде; смена положения ног прыжком, в выпаде. Выполнение упражнений на месте, в движении.

Согласованные движения руками, ногами, туловищем. Одновременные движения руками, ногами в различных направлениях и последовательности на координацию; переход из упора присев  в упор лежа и обратно, в упор присев, на гибкость и другие. 

Упражнения с предметами.

Упражнения с набивным мячом: движения прямыми руками, сгибание и разгибание рук, наклоны, повороты, круговые движения туловищем,   удерживая набивной мяч внизу, перед грудью, вверху, за головой, за спиной. Сгибание и разгибание ног с мячом, поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями. В положении сидя, лежа на спине. Передача мяса из одной руки в другую сзади туловища и между ног. Подбрасывание мяча вверх и его ловля, то же с поворотом кругом. Броски мяча одной рукой (двумя руками), толчком плеча, от груди, из-за головы, снизу, через голову, между ног, на дальность. Броски мяча друг другу одной и двумя руками.

Упражнения с гантелями, гирями: выполнение различных движений руками, туловищем, ногами, удерживая гантели, гири кистями или зажимая их между ступнями. Жим, рывок, толчок, жонглирование гирь.

Подвижные игры.

Игры с элементами общеразвивающих упражнений: перетягивание через черту, перетягивание в колоннах, шеренгах, выталкивание из круга, тяни в круг, перетягивание каната, «бой петухов», «борьба в квадратах», «кто сильнее?». Игры с бегом на скорость: различные эстафеты, «ворованное знамя», «бейсбол», «русская лапта» и т. д. Игры с прыжками в высоту и длину: «веревочка под ногами», «прыжок за прыжком и т. д. Игры с метанием на дальность и в цель: «снайперы», «лапта» и т. д. Игры подготовительные к спортивным играм: «ловкая подача», «мяч в воздухе», «охотники и утки», Защита укрепления» и т. д.

Упражнения из других видов спорта.

Гимнастика: упражнения на снарядах, ходьба скрестными переменными шагами вперед и назад, приседание, и прыжки на одной и обеих ногах.

Упражнения в висах и упорах (гимнастическая стенка, кольца, перекладина, брусья.) Вис. Смешанные висы: стоя, присев, лежа. Упор. Упор лежа, продольно. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Подтягивание в висе. Подъемы из виса в упор (силой, переворотом, завесом, разгибом, мазом вперед, назад). Опускание из упора в вис (Переворотом вперед, назад). Угол в висе, упоре. Различные соскоки махом вперед, назад. Лазание (канат, шест). Вис на канате, шесте с захватом его ногами скрестно, подъемами ступни. Лазание способом в два, три приема, лазание на одних руках с различными положениями ног. Лазание на скорость, «завязывание каната узлом». Прыжки с каната, шеста.

Легкая атлетика: прыжки в длину с места и с разбега (способом «согнув ноги», «прогнувшись»). Прыжки в высоту с прямого разбега, под углом к планке.

Метания (теннисного мяча, гранаты весом 300, 500, 700 грамм) с места с шага и со скачка.

 

Беговые упражнения.

Бег на короткие дистанции (30. 60, 100 метров) из различных стартовых положений; бег на средние дистанции (400, 800,1000, 1500 метров); бег на длинные дистанции, бег по пересеченной местности (кроссы) до 5 км., с преодолением различных естественных и искусственных препятствий. Походы, марш-броски до 6 км. Повторный бег (от 10 до 800 метров). Эстафетный бег.

Акробатика.

Кувырки вперед и назад; кувырки назад с переходом в стойку на руках; кувырок-полет в длину, в высоту, через препятствие (мешок, чучело, стул, веревочку и т. д.); кувырок одна нога в перед; кувырок в сторону; кувырок, скрестив голени; кувырок из стойки на голове, кистях и руках, парный кувырок вперед, то же назад. Подъем разгибом из положения лежа на спине, кувырок вперед и подъем разгибом, стойка на голове и руках, на руках. Сальто вперед и назад. Перевороты через спину, руку партнера, с помощью партнера.

Спортивные игры.

Волейбол. Стойка, перемещение по площадке. Верхняя передача мяча в зонах своей площадки, через стойку, то после приема мяча с подачи. Прием мяча снизу у сетки, от сетки, то же с падением. Отбивание мяча снизу двумя руками через сетку, лицом и спиной к ней. Нижняя и верхняя прямые подачи. Прямой нападающий удар. Одиночное, двойное блокирование и страховка. Расстановка игроков при нападающих и защитных действиях. Двусторонняя игра.

Ручной мяч. Передвижения приставными шагами, бег с изменением скорости, бег спиной вперед, остановки. Передачи мяча одной рукой сверху, снизу, сбоку. Ловля мяча. Ведение мяча в движении  шагом и бегом. Бросок мяча в ворота одной рукой сверху, снизу, сбоку  с места, с шага, в прыжке с разбега. Индивидуальные и групповые действия игроков в нападении и защите. Нападение быстрым прорывом. Техника игры вратаря: стойка, перемещения в воротах, задержание мяча, летящего на разной высоте.

Футбол. Удары по мячу ногой: удары подъемом (внешней, внутренней частью и серединой), стопой (внутренней и внешней), носком по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу. Удары пяткой (назад). Удары перекидные и резаные. Удары по мячу головой: серединой и боковой частью лба (вниз и верхом) без прыжка и в прыжке с разбега. Остановка мяча подошвой, внутренней и внешней стороной стопы, бедром, грудью, лбом. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема, откидка мяча. Отбор мяча при единоборстве с противником; перехват мяча. Ложные движения (финты). Свободный, угловой, штрафной удар. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря. Стойка, перемещение в воротах. Ловля, отбивание мяча, летящего на разной высоте, с различной стороны от вратаря. Выбивание мяча с земли с рук; бросок мяча одной рукой. Тактические действия полевых игроков в нападении, в защите, играя по заданной тактической схеме. Тактика вратаря: уметь выбрать место при ловле мяча, руководить игрой партнеров по  обороне, организовать контратаку. Двусторонняя игра.

 

Силовые упражнения.

Общеразвивающие упражнения для шеи, рук, туловища, ног с отягощениями (набивными мячами, гантелями, гирями, штангой, камнями, бревнами и др. предметами). Упражнения на гимнастических снарядах, настенных и резиновых эспандерах, станках для развития физических качеств на максимальное количество раз при одном подходе. Выполнение жима, толчка, рывка штанги, гири разного веса. Упражнения, игры в преодолении сопротивления партнера, переноске груза, партнера. Упражнения с собственным весом (приседания на одной ноге - «пистолет», подъем туловища на наклонной скамейке, подъем туловища через скамейку лежа на бедрах лицом вниз и вверх и т. д.).

 

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

 

Простейшие виды борьбы.

Отталкивание руками, стоя друг против друга на расстоянии одного шага; перетягивание одной рукой, стоя правым (левым) боком друг к другу; перетягивание, сидя ноги врозь, упираясь ступнями; выталкивание с ковра, сидя спиной друг к другу, упираясь ногами и руками; выталкивание или вынесение партнера за ковер в стойке; выведение из равновесия без помощи рук, стоя на одной ноге лицом друг к другу; борьба за захват руки, ног, борьба за площадь ковра в парах, за мяч между командами: стоя, на коленях с применением захватов, подножек и т. д., «бой петухов», «бой всадников», перетягивание каната и др.

 

Упражнения для укрепления борцовского моста.

Движения в положении на мосту вперед-назад, с поворотом головы, с различными положениями рук; упражнения в упоре головой в ковер: движения вперед-назад, в сторону, кругообразные; забегание вокруг головы, вставание (падение) на мост, стоя на коленях, с приседа, со стойки, и ухода с моста; перевороты с моста через голову (2маятник»), переворот вперед через голову (не касаясь ковра лопатками); движения в упоре головой в ковер под стенкой (находясь спиной к стене, с партнером, удерживающим ноги). Движения на мосту, удерживая набивной мяч, гири, штангу, с партнером, сидящим на бедрах, на груди. Перевороты с моста, забегание вокруг головы, держась за ноги партнера, с преодолением усилий партнера (при дожиме) с различными захватами.

 

Имитационные упражнения.

Это упражнения, сходные по структуре с элементами техники борьбы (например, имитация движения атакующего при выполнении бросков через спину, прогибом, проходов в ноги, защит, отбрасывание ног). Упражнения с манекеном. Поднимание лежащего или стоящего манекена или партнера из различных исходных положений и с разнообразными захватами для совершенствования силы групп мышц, необходимых при выполнении изучаемых или излюбленных приемов. Броски манекена через спину, прогибом, мельницей, наклоном без действий и с действиями ногами.

 

Игра регби.

Игра регби на коленях, на ногах с различными ограничениями, с минимумом ограничений.

                     

3. ГРУППА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

 

ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ.

 

ПЕРЕВОРОТЫ СКРУЧИВАНИЕМ.

1.     Переворот скручиванием захватом двух рук сбоку.

ЗАЩИТА: а) отставить дальнюю ногу, развернуться грудью к сопернику, встать в стойку, освободиться от захвата.    

                                                                              

 б) захватить ближнюю ногу, подтянуть под себя и забегая сбить соперника набок, забрать балл.      

                                                                                                             

  2.  Переворот скручиванием захватом руки сбоку и дальней ноги изнутри.  

 ЗАЩИТА: отставить ногу, встать в стойку, освободиться от захвата.                     

 3.  Переворот скручиванием захватом шеи и ближней руки из-под плеча (рычаг).                                                                                                                      ЗАЩИТА: поднять голову, поджать захваченное плечо, развернуться лицом к сопернику.     

КОНТРПРИЕМ: а) поднять плечи, голову и  разворачиваясь к сопернику грудью захватить ноги, туловище – опрокинуть на спину.         

 б) двигая плечи и голову по дуге от соперника растянуть его и закидывая на него ноги  забрать балл.         

  4.  Переворот скручиванием захватом локтей на груди (локотки).                   

ЗАЩИТА: а) освободить руки из захвата.        

КОНТРПРИЕМ: прогнуться, забежать к ногам, удержать соперника на спине.

 

ПЕРЕВОРОТЫ  ПЕРЕКАТОМ.

Переворот перекатом захватом шеи с бедром (промокашка).

ЗАЩИТА: отставить ногу прогнуться.

   

ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ.

 

ПЕРЕВОДЫ В ПАРТЕР.

1.     Перевод рывком захватом одноименной руки и туловища.

ЗАЩИТА: а) упереться рукой в грудь, освободить захваченную руку.

б) двигаясь по ходу рывком освободить захваченную руку.

КОНТРПРИЕМ: опережая соперника захватить ноги.           

                                                                                             

 2.  Перевод нырком захватом шеи и ближнего бедра.                                   

ЗАЩИТА: Захватить голову соперника, отставляя ноги рывком под себя перевести его в партер.       

 КОНТРПРИЕМ: задняя подножка.

 

СВАЛИВАНИЯ.

Сваливание сбиванием захватом ближней ноги за пятку снаружи и голени изнутри.

ЗАЩИТА: отбросить ноги.

 

БРОСКИ ПОДВОРОТОМ.

Бросок подворотом захватом шеи и руки скручиванием.

ЗАЩИТА: оседая захватить дальнюю ногу соперника за голеностоп и перевести его в партер.

КОНТРПРИЕМ: подбить руку и пройти в две ноги.

 

ПРОХОДЫ В НОГИ.

1.     Проход в ближнюю ногу изнутри с подбивом руки на плече.

ЗАЩИТА: отставить ногу.                 

                                                                         

   2.  2.  Проход в две ноги.

ЗАЩИТА: отбросить ноги, развернуть таз, одной рукой отжимать голову, другой взять руку соперника за кисть и сорвать захват, растягивая забежать на балл.

 

КОМБИНАЦИИ.

1.     Переворот скручиванием захватом рук с боку

ЗАЩИТА: выставить дальнюю ногу в упор – а) переворот скручиванием захватом рук и  ближней ноги; б) переворот скручиванием захватом рук и дальней ноги изнутри; в)  переворот назад. 

1.     Перевод рывком в партер захватом одноименной руки и туловища

ЗАЩИТА: выставить ногу вперед и упереться рукой в грудь, освободить захваченную   руку – проход в ближнюю ногу.

1.     Переворот скручиванием захватом шеи и ближней руки из-под плеча (рычаг)

 ЗАЩИТА: поднять голову, поджать захваченное плечо, развернуться лицом к сопернику - не распуская захват опрокинуть соперника на спину.

1.     Переворот скручиванием захватом локтей на груди (локотки)

    - ЗАЩИТА: освободить руки из захвата - перехватиться за ноги и выиграть балл.

 

ТАКТИКА БОРЬБЫ:

Простейшие способы тактической подготовки для проведения приемов (сковывание, маневрирование, выведение из равновесия). Изучается одновременно с изучением приемов.

ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ.

Применение изученных технических и тактических действий в условиях учебно-тренировочных схваток.

   

4.ГРУППА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СВЫШЕ ОДНОГО ГОДА.

 

Совершенствование ранее изученных и освоение новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций.  

 

ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ.

 

ПЕРЕВОРОТЫ СКРУЧИВАНИЕМ.

1.     Переворот скручиванием захватом  рук сбоку и ближнего бедра.

ЗАЩИТА: выставить ногу и встать в стойку.

2.  Переворот скручиванием захватом дальней руки сверху и туловища снизу (фадзас).

ЗАЩИТА: вытягивая руку вперед не дать  захватить руку.

КОНТРПРИЕМ: зажать руку под плечо, по дуге потянуть за собой и сбить под себя, зашагнуть ногой и забрать балл.

 

ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ.

 

БРОСКИ ПОВОРОТОМ (МЕЛЬНИЦА).

Бросок поворотом захватом руки и ноги.

ЗАЩИТА: а) распрямляясь вытащить руку из захвата; б) отбросить ноги.

КОНТРПРИЕМ: выпрямиться, захваченной рукой сбить соперника на спину.

 

ПРОХОДЫ В НОГИ.

1.     Проход нырком в ближнюю ногу, голова внутрь.

 ЗАЩИТА: а) рукой захватить плечо, другой руку за кисть, развернуть таз боком к сопернику, прогибаясь сорвать захват.       

                                                                 

 ЗАЩИТА: б) отбросить ноги, а руки и таз как в защите  «а».      

КОНТРПРИЕМ: захватить ближнюю ногу за голеностоп и отжимая голову, забрать балл.

1.     Проход нырком в ближнюю ногу головой снаружи.

 ЗАЩИТА: Ближней рукой захватить туловище, дальней прижать руку соперника к ноге, отставляя ногу и растягивая соперника перевести его в партер и забрать балл.

1.     Проход в две ноги.

ЗАЩИТА:  отбросить ноги, развернуть таз, ближней рукой захватить руку за плечо, дальней за кисть, сорвать захват с ноги, перевести в партер и забрать балл.

КОМБИНАЦИИ.

1.     Переворот скручиванием захватом рук сбоку – ЗАЩИТА: выставить дальнюю ногу в упор – ближнюю руку перенести наверх, захватить соперника на «кольцо», провести переворот перекатом захватом шеи и дальнего бедра.

2.     Бросок поворотом захватом руки и ноги - распрямляясь вытащить руку из захвата - захватить ногу и перевести в партер

3.     Перевод нырком захватом шеи и ближнего бедра 

ЗАЩИТА: захватить голову соперника, отставляя ноги рывком под себя перевести его в партер - захватить руку на шее осуществить выход наверх.

4.     Бросок  подворотом захватом шеи и руки скручиванием

 ЗАЩИТА: оседая захватить дальнюю ногу соперника за голеностоп и перевести его в партер -  выдернув ногу из захвата развернуться к сопернику грудью и перевести его в партер.

 

ДОЖИМЫ И УХОДЫ С МОСТА.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Тактическая подготовка благоприятных положений для проведения приемов, защит, контрприемов, комбинаций изучается в процессе освоения технических действий.

ПОДГОТОВКА И УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ.

Тренировочные схватки продолжительностью 4 – 6 минут с разными партнерами по весу, росту, силе, выносливости с разными заданиями. Применение изученных технических и тактических действий, приемов в соревнованиях. Каждый ученик должен принять участие в 1 – 2 соревнованиях.

 

5. УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНАЯ ГРУППА

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

 

Совершенствование ранее изученных и освоение новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций. Повышение физической и функциональной подготовленности.

ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ.

 

ПЕРЕВОРОТЫ СКРУЧИВАНИЕМ.

1.     Переворот скручиванием (рычаг) захватом дальней ноги.

2.     Переворот скручиванием захватом скрещенных голеней

ЗАЩИТА: а) подтянуть ближнюю ногу соперника к себе;

б) сесть  и захватить ближнюю ногу атакующего.

 

ПЕРЕВОРОТ ПЕРЕКАТОМ.

Переворот перекатом обратным захватом дальнего бедра.

ЗАЩИТА: Повернуться к сопернику грудью.

КОНТРПРИЕМ: повернуться к сопернику грудью, захватить ногу за голеностоп изнутри и потянув ее мимо себя выйти на балл.

 

ПЕРЕВОРОТ НАКАТОМ.

Накат захватом руки и туловища.

ЗАЩИТА: развернутся грудью в сторону действия приема, ногой и рукой упереться в ковер.

 

ПЕРЕВОРОТ РАЗГИБАНИЕМ.

Переворот разгибанием обвивом ноги, захватом дальней руки сверху – снизу, рычагом на шею (растяжка).

ЗАЩИТА: а) поднять голову вверх, вытянуть ногу, освободиться от обвива.

б) лечь на захваченную руку, выпрямляя ногу разорвать захват.

 

ПЕРЕВОРОТ ПЕРЕХОДОМ.

Переворот переходом «ножницы» захватом подбородка.

ЗАЩИТА: развернуться грудью в сторону действия приема.  

 

ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ.

СВАЛИВАНИЯ.

1.     Сваливание сбиванием захватом шеи и разноименной ноги снаружи.

ЗАЩИТА: отставить ногу и сбив руку с шеи перевести в партер.

1.     Сваливание сбиванием захватом шеи и ближней ноги одноименной рукой.

ЗАЩИТА: захватить руку на шее двумя руками  и переводом зайти за спину и сбить в партер.

БРОСКИ ПОВОРОТОМ (мельница).

Бросок поворотом захватом шеи (головы) сверху и одноименной ноги.

ЗАЩИТА: нырком захватить ноги соперника, перевести в партер, забрать балл.

БРОСКИ СКРУЧИВАНИЕМ.

Бросок скручиванием нырком под руку захватом шеи и ближнего бедра.

ЗАЩИТА: прогибаясь опередить соперника и провести переворот скручиванием захватом шеи и ближнего бедра.

КОНТРПРИЕМ: бросок поворотом захватом шеи и одноименной ноги.

 

БРОСКИ ПОДВОРОТОМ.

Бросок подворотом захватом руки на плечо (кочерга).

ЗАЩИТА: свободной рукой упереться в бедро изнутри.

ПРОХОДЫ В НОГИ.

1.  Высокий проход в ногу вразрез.

ЗАЩИТА: а) дальней рукой захватить туловище, ближней прижать руку соперника к своей ноге:

КОНТРПРИЕМ: а) переворот перекатом захватом дальнего бедра;

б) захваченной ногой зацепить дальнюю ногу изнутри, ближнюю захватить рукой за колено и сбить соперника в партер, забрать балл.

ЗАЩИТА: б) отставить ноги, таз развернуть, за счет веса тела перевести соперника в партер, забрать балл.

ПОСАДКИ ЗАХВАТОМ НОГИ, ГОЛОВА СНАРУЖИ.

Отшагнуть назад в сторону, плечом, упираясь в ногу, сбить в партер, забрать балл.

а)  Если соперник наклонился вперед, то поднять на плечо и провести бросок наклоном.    

б)  Ближней рукой перекрыть ногу изнутри, сбить соперника в партер, забрать балл.

2.  Высокий проход в ногу голова внутрь.

ЗАЩИТА: а) развернуться боком, ближней рукой захватить плечо, дальней за кисть или локоть:

б) руку отключить, ноги отставить, разорвать захват, перевести в партер и забрать балл.

в) свое плечо подсунуть под подбородок, выпрямляясь разорвать захват.

 

ПОСАДКИ ЗАХВАТОМ НОГИ, ГОЛОВА ВНУТРЬ.

а)  Отшагнуть назад в сторону, плечом в колено сбить в партер, забрать балл.

б)  Отшагнуть назад в сторону, поднять ногу соперника вверх, сбить в партер и забрать балл.

в)  Рукой сзади изнутри перекрыть колено и сбить в партер, забрать балл.

г)  Ногой зашагнуть сзади сбоку за дальнюю ногу, сбить в партер и забрать балл.

3.  Низкий на колено проход в ногу  вразрез.

ЗАЩИТА: а) дальней рукой захватить туловище, другой прижать руку соперника к своей ноге:

б) отбросить ноги, растянуть соперника, забрать балл, подшагивая провести переворот перекатом захватом дальнего бедра;

КОНТРПРИЕМ: а) подшагивая провести переворот перекатом захватом дальнего бедра;

б) ближней рукой захватить шею, дальней ногой отшагнуть назад и провести переворот скручиванием.

4.  Низкий на колени проход в ноги голова внутрь.

ЗАЩИТА: а) ближней рукой захватить плечо, другой кисть или локоть, развернуть таз боком к сопернику:

б) отбросить ноги, растянуть соперника, забрать балл.

КОНТРПРИЕМ: а) отбросить ноги, растянуть соперника, забрать балл.

б) накатить и забрать балл.

 

КОМБИНАЦИИ.

1.     Бросок подворотом скручиванием захватом руки и шеи

ЗАЩИТА: оседая захватить дальнюю ногу – вырвать ногу из захвата и разворачиваясь к сопернику грудью сбить в опасное положение.

2.     Сваливание сбиванием захватом шеи и разноименной ноги снаружи - ЗАЩИТА: отставить ногу и сбив руку с шеи перевести в партер -  осуществить захват другой ноги и перевести соперника в партер.

3.     Сваливание захватом руки и туловища зацепом разноименной ноги снаружи – отставить ногу, рукой упереться в бедро – сваливание сбиванием захватом другой разноименной ноги снаружи.

4.     Переворот скручиванием захватом дальней руки сверху и туловища снизу (фадзас)

ЗАЩИТА: зажать руку под плечо, по дуге потянуть за собой и сбить под себя, зашагнуть ногой -  накат захватом дальней руки сверху и туловища снизу.

5.     Накат захватом руки и туловища

ЗАЩИТА: развернутся грудью в сторону действия приема, ногой и рукой упереться в ковер - переворот переходом «ножницы».

6.     Переворот перекатом захватом дальнего бедра

ЗАЩИТА: сесть набок, грудью к атакующему – захватить нижнюю ногу за голень, другой рукой шею, соединить руки в «кольцо» провести переворот перекатом захватом шеи и дальней ноги за голень

7.     Переворот разгибанием обвивом ноги, захватом дальней руки сверху – снизу, рычагом на шею (растяжка)

ЗАЩИТА:  лечь на захваченную руку, выпрямляя ногу разорвать захват - переворот переходом «ножницы» захватом подбородка.

8.     Переворот разгибанием обвивом ноги, захватом двух рук через голову (растяжка)

ЗАЩИТА: лечь на живот, вытянуть руки, освободиться от захвата - переворот переходом «ножницы» захватом подбородка.

     

ТАКТИКА.

Тактическая подготовка изученных приемов, защит, контрприемов, благоприятных положений для связи данного приема с другими в комбинации. Составление плана схватки и его реализация.

 

ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА.

Проведение занимающимися отдельных частей занятий по заданию тренера. Приобретение навыка обучения отдельным приемам. Участие в судействе соревнований в качестве бокового судьи и арбитра на ковре.

 

ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ.

Применение изученных тактических и технических действий в условиях соревнований. Определение тактики отдельных схваток. Тренировочные схватки продолжительностью 4 – 6 минут по 2 – 3 круга. Каждый ученик должен принять участие в 2 – 5 соревнованиях

   

6. УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНАЯ ГРУППА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

 

Совершенствование ранее изученных и освоение новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций. Повышение физической и функциональной подготовленности.

 

ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ.

1.     Переворот скручиванием захватом шеи с подбородком и ближней руки из-под плеча (рычаг).

ЗАЩИТА: рукой сорвать руку соперника с подбородка.

КОНТРПРИЕМ: свободной рукой захватить локоть на шее, сорвать захват, другой рукой упираясь в бедро изнутри скручиванием сбить соперника на бок и забрать балл.

НАКАТ.

1.     Накат захватом туловища и руки за кисть, зацепом за голень ближней ноги.

ЗАЩИТА: лечь, развернуться грудью в сторону действия приема.

 

ПЕРЕВОРОТ РАЗГИБАНИЕМ.

1.    Переворот разгибанием обвивом ноги, захватом разноименной руки изнутри (растяжка).

ЗАЩИТА: не дать захватить руку.

1.     Переворот разгибанием обвивом ноги, захватом двух рук через голову (растяжка).

ЗАЩИТА: Лечь на живот, вытянуть руки, освободиться от захвата.

 

ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ.

БРОСКИ ВРАЩЕНИЕМ.

Накручивание за предплечье.

ЗАЩИТА: шагнуть вперед, рукой сбросить соперника, освободиться от захвата.

ПЕРЕВОДЫ В ПАРТЕР.

1.Перевод в партер закручиванием кисти.

2.Перевод в партер за выпрямленную руку.

 

СВАЛИВАНИЯ.

Сваливание захватом руки и туловища зацепом разноименной ноги снаружи.

ЗАЩИТА: отставить ногу, свободной рукой упереться в бедро соперника.

КОНТРПРИЕМ: сваливание сбиванием зацепом разноименной ноги изнутри.

КОМБИНАЦИИ.

1.     Бросок наклоном нырком под руку захватом плеча и ближнего бедра (огнетушитель)

ЗАЩИТА:  захватить голову под плечо, отставить ноги, прогнуться одноименной рукой захватить локоть соперника на своей шее и осуществить выход наверх, забрать балл.

2.     Бросок поворотом захватом одноименной ноги и руки «мельница» отставить ногу – переворот скручиванием захватом руки и бедра изнутри.

3.     Высокий проход в ногу голова внутрь, посадка

 ЗАЩИТА: развернуться боком, ближней рукой захватить плечо, дальней за кисть или локоть: а) нырком под руку скручиванием перевести в партер, забрать балл; б) нырком под руку захватить ноги соперника, перевести в партер и забрать балл.

4.     Низкий на колено проход в ногу  вразрез

ЗАЩИТА: дальней рукой захватить туловище, другой прижать руку соперника к своей ноге : а) поднять соперника, сбрасывая осуществить выход наверх; б) поставить ногу в упор, встать, провести посадку.

5.     Проход нырком в ближнюю ногу, голова внутрь

ЗАЩИТА: развернуть таз боком к сопернику, прогибаясь сорвать захват нырком пройти в две  ноги и перевести в партер.

6.     Бросок наклоном нырком под руку захватом плеча и ближнего бедра (огнетушитель)

ЗАЩИТА:  захватить голову под плечо, отставить ноги, прогнуться одноименной рукой, захватить локоть соперника на своей шее и осуществить выход наверх, забрать балл.

7.     Сваливание сбиванием захватом шеи и разноименной ноги снаружи ЗАЩИТА: отставить ногу и сбив руку с шеи перевести в партер -  осуществить захват другой ноги и перевести соперника в партер.

8.     Сваливание захватом руки и туловища зацепом разноименной ноги снаружи – отставить ногу, рукой упереться в бедро – сваливание сбиванием зацепом другой разноименной ноги снаружи.

9.     Бросок поворотом захватом одноименной ноги и руки «мельница» отставить ногу – переворот скручиванием захватом руки и бедра изнутри.

10. Переворот перекатом захватом дальнего бедра

ЗАЩИТА: сесть набок, грудью к атакующему – захватить нижнюю ногу за голень, другой рукой шею, соединить руки в «кольцо» провести переворот перекатом захватом шеи и дальней ноги за голень

   ТАКТИКА.

Тактическая подготовка изученных приемов, защит, контрприемов, благоприятных положений для связи данного приема с другими в комбинации. Составление плана схватки и его реализация.

   ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА.

Проведение занимающимися отдельных частей занятий по заданию тренера. Приобретение навыка обучения отдельным приемам. Участие в судействе соревнований в качестве бокового судьи и арбитра на ковре.

 

ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ.

Применение изученных тактических и технических действий в условиях соревнований. Определение тактики отдельных схваток. Тренировочные схватки продолжительностью 4 – 6 минут по 2 – 3 круга. Каждый ученик должен принять участие в 3 – 5 соревнованиях

 

7. УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНАЯ ГРУППА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

 

Совершенствование ранее изученных и освоение новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций. Повышение физической и функциональной подготовленности.

 

ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ.

 

ПЕРЕВОРОТ ЗАБЕГАНИЕМ.

Переворот забеганием захватом рук за запястья изнутри.

ЗАЩИТА: выпрямить руки.

 

НАКАТ.

Накат захватом за верхнюю часть туловища, зацепом ногами за бедра изнутри

ЗАЩИТА: не дать отключить руки.

 

ПЕРЕВОРОТ ПЕРЕХОДОМ.

Переворот переходом «ножницы» захватом бедрами руки соперника спереди.

ЗАЩИТА: подняться на колени, вытащить руку из захвата.

 

ПОЛОЖЕНИЕ: ЗАХВАТ ЗА ШЕЮ И РУКИ СПЕРЕДИ СВЕРХУ.

1.     Скручивание захватом шеи и руки (лампочка).

2.     Переворот перекатом захватом шеи и разноименной голени в обратную сторону (промокашка)

3.     Скручивание нырком под руку захватом бедра.

 

ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ.

 

БРОСКИ НАКЛОНОМ.

1.   Бросок наклоном нырком под руку захватом плеча и ближнего бедра

ЗАЩИТА:  захватить голову под плечо, отставить ноги, прогнуться.

КОНТРПРИЕМ: а) скручивание нырком под руку захватом разноименной руки и ближнего бедра.

КОНТРПРИЕМ:  б) захватить шею и руку соперника и разворачиваясь от него рывком перевести в опасное положение.

 

ПОЛОЖЕНИЕ «КРЕСТ»

( захваченную руку расслабить и опустить вниз и затем брать захват).

1.   Сваливание захватом руки и туловища, зацепом разноименной ноги снаружи.

1.     Бросок подворотом вправо, влево.

2.     Сваливание зацепом разноимённой ноги изнутри

 

ПОЛОЖЕНИЕ: ОБОЮДНЫЙ ЗАХВАТ: ОДНА РУКА НА ШЕЕ, ДРУГАЯ ЗА ПРЕДПРЕЛЕЧЬЕ.

1.     Бросок вращением «накручивание».

2.     Бросок подворотом вправо, влево.

3.     Проход в одноименную ногу изнутри.

4.     Бросок подворотом через плечо (кочерга).

5.     Сваливание сбиванием захватом шеи и разноименной ноги.

6.     Сваливание сбиванием захватом шеи и одноименной ноги изнутри.

7.     Перевод нырком под свою руку, захватом ближнего бедра.

 

ПОЛОЖЕНИЕ: РУКИ ЗАХВАЧЕНЫ ЗА КИСТИ.

1.     Перевод рывком захватом одноименной руки и туловища.

2.     Проход в ногу нырком.

3.   Сбивание разноимённой рукой в колено, головой в ближнюю руку изнутри.

 

КОМБИНАЦИИ.

1.     Сваливание захватом руки и туловища зацепом разноименной ноги снаружи – отставить ногу, рукой упереться в бедро – сваливание сбиванием захватом другой разноименной ноги снаружи.

2.     Бросок поворотом захватом одноименной ноги и руки – отставить ногу – переворот скручиванием захватом руки и бедра изнутри.

3.     Бросок скручиванием нырком под руку захватом шеи и ближнего бедра – прогибаясь, опередить соперника и провести скручивание нырком под руку захватом шеи и ближнего бедра – бросок поворотом захватом шеи и одноименной ноги.

4.     Переворот скручиванием захватом рук сбоку – выставить ногу в упор – переворот перекатом захватом шеи  и дальней ноги.

5.     Переворот забеганием, захватом руки на ключ и упором предплечья на шее,  двигаясь за соперником, опережая его сбить на бок  - накат захватом руки на ключ и туловища – развернуться грудью походу действия приема – ключ, встать на колени соединить руки в замок и перевернуть соперника, надавив на руку грудью.

6.     Накручивание за предплечье

 ЗАЩИТА: шагнуть вперед, рукой сбросить соперника, освободиться от захвата - захватить ногу соперника, перевести его в партер и забрать балл.

7.     Высокий проход в ногу вразрез, посадка

ЗАЩИТА: дальней рукой захватить туловище, ближней прижать руку соперника к своей ноге - захватить две ноги, перевести в партер, забрать балл.  

8.     Низкий на колени проход в ноги голова внутрь

 ЗАЩИТА: ближней рукой захватить плечо, другой кисть или локоть, развернуть таз боком к сопернику - скручивание нырком под руку

9.     Высокий проход в ногу голова внутрь, посадка

 ЗАЩИТА: развернуться боком, ближней рукой захватить плечо, дальней за кисть или локоть: а) нырком под дальнюю руку скручиванием перевести в партер, забрать балл; б) нырком под ближнюю руку захватить ноги соперника, перевести в партер и забрать балл.

10. Низкий на колено проход в ногу  вразрез

 ЗАЩИТА: дальней рукой захватить туловище, другой прижать руку соперника к своей ноге: а) поднять соперника, сбрасывая осуществить выход наверх; б) поставить ногу в упор, встать, провести посадку.

11.  Проход нырком в ближнюю ногу, голова внутрь

 ЗАЩИТА: развернуть  таз боком к сопернику, прогибаясь сорвать захват - нырком пройти в две ноги и перевести в партер.

   ТАКТИКА. 

Тактическая подготовка изученных приемов, защит, контрприемов, благоприятных положений для связи данного приема с другими в комбинации. Составление плана схватки и его реализация.

  ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА.

Проведение занимающимися отдельных частей занятий по заданию тренера. Приобретение навыка обучения отдельным приемам. Участие в судействе соревнований в качестве бокового судьи и арбитра на ковре.

 ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ.

Применение изученных тактических и технических действий в условиях соревнований. Определение тактики отдельных схваток. Тренировочные схватки продолжительностью 4 – 6 минут по 2 – 3 круга. Каждый ученик должен принять участие в 4 – 5 соревнованиях

   

8. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ГРУППА ЧЕТВЁРТОГО ГОДА  ОБУЧЕНИЯ.

Совершенствование ранее изученных,  освоение и совершенствование новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций. Повышение физической и функциональной подготовки.

   

ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ. 

ПОЛОЖЕНИЕ: СОПЕРНИК ЛЕЖИТ, РУКА РЫЧАГОМ ИЗНУТРИ ЗАБРАНА ЗА КИСТЬ:

1.   переворот скручиванием захватом руки и головы, зажимая  голову бедрами.

2.  переворот скручиванием, зашагивая ногой за туловище.

3.  соперник выпрямляет руку – захват руки под локоть и переворот скручиванием рычагом на шею.

ПОЛОЖЕНИЕ: ЗАХВАТ  ЗА РУКУ НА ШЕЕ СПЕРЕДИ СНИЗУ.

1.  Выход наверх.

2.  Переворот скручиванием захватом руки на шее, другой рукой под плечо (локотки).

3.  Переворот скручиванием захватом руки на шее и бедра изнутри.

 

ПРИЕМЫ СНИЗУ.

1.  Высед.

2.  Переворот скручиванием захватом руки на туловище и зацепом одноименной ногой изнутри (броуле).

3.  Сбивание под себя захватом руки под плечо.  

     

Т Е Х Н И К А  Б О Р Ь Б Ы  В  С Т О Й К Е.

 

ПОЛОЖЕНИЕ: ПЕРЕВОД РЫВКОМ ЗА РУКУ ЗАКРУЧИВАНИЕМ КИСТИ ЗАХВАТОМ РУКИ И ТУЛОВИЩА.

ЗАЩИТА:  двигаясь по ходу выдернуть руку из захвата, развернуться грудью к сопернику.

1.  Проход в ногу;

2.  Бросок через плечо (кочерга);

3.  Обратный бросок через плечо (обратная кочерга);

4.     Сбивание зацепом одноимённой (разноимённой) ноги.

5.     Выпрямить руку, затем бросок прогибом.

 

ПОЛОЖЕНИЕ: ОБОЮДНЫЙ ЗАХВАТ.

1.  Захваченную кисть соперника опустить на бедро:

а) перевод рывком захватом одноименной руки и туловища;

б) перевод головой в локоть сзади захватом дальней ноги снаружи;

в) перевод нырком

2.  Перевод головой в локоть сзади захватом ближней ноги.

3.  Сваливание сбиванием захваченной рукой в одноименное бедро.

4.  Бросок вращением «вертушка».

5.  Сваливание зацепом разноименной ногой снаружи.

6.  Сваливание зацепом одноименной ноги изнутри.

ПОЛОЖЕНИЕ: ЗАХВАТ РУКИ СНИЗУ ЗА ПЛЕЧО.

1.  Сваливание сбиванием в плечо, захватом дальней ноги.

1.     Проход в ногу нырком под свою руку.

2.     Захват головы сверху.

4.   Проход в одноименную ногу изнутри, переводом плеча снизу.

 

ПОЛОЖЕНИЕ: ЗАХВАТ РУКИ СБОКУ ДВУМЯ РУКАМИ.

1.     Перевод рывком одноименной руки и туловища, зацепом разноименной ногой снаружи.

2.     Бросок подворотом через плечо «кочерга».

3.     Сваливание зацепом за разноименную дальнюю ногу.

4.     Бросок поворотом захватом разноименной руки и ноги.

5.     Бросок подворотом через плечо «кочерга» в обратную сторону.

6.     Сбивание в плечо.

7.     Сбивание рукой за дальнюю ногу.

 

ПОЛОЖЕНИЕ: РУКИ СНИЗУ ЗА ЛОКТИ.

1. Сковывание: локти внутрь, на себя.

2. Проход в ногу нырком.

3. Бросок вращением «накручивание»

4. Перевод руки в положение  «рука сбоку».

 

ПОЛОЖЕНИЕ: РУКА НА ШЕЕ, ДРУГАЯ НА ПЛЕЧЕ.

1.     Швунги.

2.     Перевод рывком, закручиванием кисти, захватом руки и туловища.

3.     Бросок поворотом захватом разноименной руки и ноги.

4.     Бросок подворотом скручиванием захватом руки и шеи.

5.     Бросок наклоном нырком под руку, захватом шеи и ближнего бедра (огнетушитель).

6.     Проход в ногу вразрез.

7.     Проход в разноименную ногу зашагиванием, нырком под руку.

8.     Бросок через плечо.

 

ПОЛОЖЕНИЕ: ВЫСОКИЙ ПРОХОД В НОГУ ВРАЗРЕЗ.

КОНТРПРИЕМЫ: 1. Переворот перекатом захватом дальнего бедра.

1.     Сбивание зацепом за разноименную ногу рукой и ногой.

2.     Перевод в партер, растягивая соперника.

     

ПОЛОЖЕНИЕ: ВЫСОКИЙ ПРОХОД В НОГУ ВРАЗРЕЗ

(ПРОДОЛЖЕНИЕ АТАКИ).

1.     Посадка.

2.     Перехват за две ноги, бросок наклоном.

3.     Посадка, вытащить ногу вверх, сбивание захватом шеи и ноги.

 

ПОЛОЖЕНИЕ: ВЫСОКИЙ ПРОХОД В НОГУ ГОЛОВА ВНУТРЬ.

ЗАЩИТА: 1. Захватить ближнее плечо, другой рукой кисть или локоть, потянуть их вверх, а ногу вниз, освободиться от захвата

1.   Свое плечо просунуть под подбородок соперника и выпрямляясь разорвать захват.

 

ВЫСОКИЙ ПРОХОД В НОГУ, ГОЛОВА ВНУТРЬ

(ПРОДОЛЖЕНИЕ АТАКИ).

1.   Посадка.

2.   Посадка, ногу вытащить вверх, сбить в партер.

3.   Сваливание сбиванием рукой захватом одноименной ноги изнутри.

     

ПОЛОЖЕНИЕ: НИЗКИЙ ПРОХОД В НОГУ ВРАЗРЕЗ

(ПРОДОЛЖЕНИЕ АТАКИ).

1.   Поднять на плечо и сбрасывая выход наверх.

2.   Перехватиться за две ноги и скручиванием забрать балл.

3.   Встать в стойку, посадки.

4.   Зашагивая разноименной ногой за ближнюю ногу, сбросить соперника и забрать балл.

ЗАЩИТА: растянуть соперника и забрать балл.

 

ПОЛОЖЕНИЕ: НИЗКИЙ ПРОХОД В НОГУ ГОЛОВА ВНУТРЬ

(ПРОДОЛЖЕНИЕ АТАКИ).

1.   Головой упереться в грудь, встать и сделать посадку.

2.   Сваливание сбиванием одноименной рукой сзади изнутри.

ЗАЩИТА: растянуть соперника и забрать балл.

КОНТРПРИЕМЫ:

1.   Бросок отхватом.

1.   Накатом растянуть соперника и забрать балл.

2.   Переворот перекатом захватом стопы и шеи.

3.   Отжать голову, разноименной ногой зашагнуть за ближнюю ногу, забрать балл.

 

ПОЛОЖЕНИЕ: СОПЕРНИК НА ЧЕТЫРЕХ ТОЧКАХ.

1.     Скручивание захватом дальней ноги.

2.     Переворот скручиванием захватом скрещенных голеней.

3.     Скручивание захватом двух ног за бёдра.

     

КОМБИНАЦИИ.

1.     Высокий проход в ногу вразрез, посадка

 ЗАЩИТА: дальней рукой захватить туловище, ближней прижать руку соперника к своей ноге - захватить две ноги, перевести в партер, забрать балл.  

а) подшагнуть, вытащить соперника на плечо, провести бросок наклоном;

б) захватить две ноги, перевести в партер, забрать балл.

2. Перевод рывком, закручиванием кисти захватом   руки и туловища -  ЗАЩИТА:  упереться рукой в грудь -  проход в ближнюю ногу.

3.   Переворот скручиванием захватом руки сверху и туловища снизу из положения лёжа (голова на руке, ногой сковывать ближнюю ногу):

а) ЗАЩИТА: ближней ногой зашагнуть на соперника - накат захватом руки сверху и туловища снизу;

б) ЗАЩИТА: выставить дальнюю ногу в упор - подняться перешагнуть через   соперника, коленом или ногой под соперника и провести накат;

 в) ЗАЩИТА: выставить дальнюю ногу в упор, голову поднять встать на ноги  - ближней ногой выседом шагнуть вперёд и опрокинуть соперника в опасное     положение

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Тактическая подготовка изученных приемов, защит, контрприемов, благоприятных положений для связи данного приема в комбинации. Тактика выступления на соревнованиях. Анализ мастерства соперников, определение положения в турнирной таблице, распределение сил.

ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА.

Проведение отдельных частей и занятий в целом в младших группах. Приобретение навыка обучения отдельным приемам, защитам контрприемам. Участие в судействе в качестве бокового судьи, арбитра и помощника секретаря. Оказание помощи преподавателю в организации и проведении соревнований.

ПОДГОТОВКА И УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ.

Проведение 2 – 4 тренировочных схваток в течение одного занятия с разными партнерами, с различными заданиями. Применение  изученной техники и тактики в условиях соревнований с борцами 1 юношеского разряда и выше. Каждый занимающийся должен принять участие в 3 – 6 соревнованиях

IV. О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н О  -  М Е Т О Д И Ч Е С К И Е

У К А З А Н И Я.

 

Учебно-тренировочный процесс строится применительно к возрастным особенностям занимающихся.

Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций и т.д. Желательно чтобы занимающиеся старших групп самостоятельно изучали литературу и делали сообщения на занятиях.

Вопросы  по первым трем темам желательно осветить врачом.

С основными сведениями по гигиене и режиму дня борца нужно ознакомить в самом начале обучения. В последующие годы более углубленно изучаются вопросы врачебного контроля и самоконтроля, предупреждение травм. В период подготовки борцов к соревнованиям более тщательно изучаются правила использования естественных факторов природы в целях закаливания организма, режима питания, основы спортивного массажа и самомассажа.

Четвертую и пятую тему рекомендуется иллюстрировать конкретными примерами развития физической культуры и спорта в России и наиболее интересными фактами текущей спортивной жизни. На примере выдающихся представителей вольной борьбы (Александр Медведь, Иван Ярыгин, Сергей и Анатолий Белоглазовы, Бувайсар и Адам Сайтиевы, Арсен Фадзаев, Александр Иваницкий и другие) воспитывать чувство гордости и патриотизма.

В своей практической деятельности тренеру-преподавателю необходимо учитывать сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств.

Занятия в подготовительных группах проводятся преимущественно игровым методом (применяются различные подвижные игры, эстафеты, простейшие формы борьбы). Преподаватель должен особое внимание уделять эмоциональности, тщательно следить за дозировкой нагрузки.

Занятия по ОФП в спортивном зале необходимо сочетать с занятиями на свежем воздухе (легкая атлетика, спортивные игры и т.д.).

Летом занятия по вольной борьбе рекомендуется проводить на свежем воздухе.

В начале каждого учебного года проводится повторение ранее изученных приемов.

Технические действия для ведения борьбы в стойке и партере расположены в порядке возрастающей трудности.

Практический материал может корректироваться в связи с изменениями правил соревнований, появления новых приемов.

Перед изучением приемов борьбы в партере занимающимся необходимо овладеть основными положениями в борьбе, захватами и освобождением от них и техникой передвижения по ковру.

Вначале изучают 3 – 4 приема в партере, затем 1 – 2 приема в стойке.

После усвоения структуры выполнения приемов изучаются защиты  и контрприемы, (сложные контрприемы изучаются, когда они освоены как самостоятельные приемы), затем изучаются простые комбинации из приемов одной или различных групп с защитой атакованного.

Приемы занимающиеся изучают с партнерами. В начале партнер не должен оказывать сопротивление, затем, постепенно увеличивая, доводит его до предела.

Изучение способов тактической подготовки на места и в движении происходит одновременно с освоением данного приема после того, как он изучен с несопротивляющимся партнером. Дальнейшее совершенствование происходит в учебно-тренировочных схватках, схватках по заданию, контрольных схватках.

Изучение способов захвата руки на ключ проводится непосредственно перед обучением переворотов с ключом, а дожимы и уходы с моста в процессе совершенствования приемов после соответствующей подготовки мышц шеи. Исходное положение и захват при дожимах определяется конечным положением используемого приема. Дальнейшее совершенствование и изучение приемов, защит, контрприемов надо проводить с учетом возможной связи  их в комбинации.

Необходимо обучить занимающихся проводить приемы в обе стороны.

Каждому занимающемуся в младших группах необходимо овладеть в совершенстве 5 – 6 приемами в партере и таким же количеством в стойке, в старших группах 3 – 4 комбинации в стойке и партере.

Следует учитывать, что для освоения комбинационного стиля требуется 3 – 4 года.

Учебно-тренировочные занятия проводятся в форме урока, состоящего из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

Вводная часть (5 – 10 минут).

Задачи: Организация группы – построение, разъяснение задач и содержания урока, подготовка группы к предстоящей работе.

Средства: строевые упражнения на месте и в движении, различные виды ходьбы и бега, упражнения на внимание.

Подготовительная часть (15 – 30 минут).

Задачи: развитие физических качеств, усиление деятельности дыхательной и сердечно – сосудистой систем, подготовка организма к предстоящей работе.

Средства: общеразвивающие упражнения, прикладные упражнения, подвижные игры и эстафеты, упражнения с предметами (гантели, скакалки, набивные мячи и т. д.),

специальные упражнения (упражнения для укрепления борцовского моста, с чучелом, имитационные упражнения и др.).

Основная часть (70 - 150 минут).

Задачи: изучение и совершенствование техники и тактики борьбы, развитие общих и специальных физических качеств, совершенствование волевых качеств борца, повышение его тренированности.

Средства: специальные упражнения, имитирующие технические действия борца, упражнения с борцовским манекеном, изучение и совершенствование техники и тактики вольной борьбы с партнером, различные схватки.

Заключительная часть (10 – 15 минут).

Задачи: постепенным снижением нагрузки привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние.

Средства:  спокойная ходьба, упражнения на расслабление, упражнения на внимание, спокойные игры.

В целях совершенствования технического и тактического мастерства с борцами старших разрядов, следует проводить кроме групповых и индивидуальные занятия, на которых тренер развивает характерные особенности техники и тактики борца.

На каждом занятии необходимо проводить тренировку на ковре, удельный вес которой увеличивается с приближением соревнований.

В процессе теоретических и практических занятий занимающиеся  приобретают теоретические знания, инструкторские и судейские навыки, необходимые для самостоятельного проведения занятий  и судейства соревнований по вольной борьбе.

Для успешного усвоения материала занимающимся следует давать индивидуальные задания по физической подготовке, совершенствованию техники и вопросам теории.

Инструкторская и судейская практика осуществляется на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях. Тренер дает задание обучить тому или иному упражнению или приему, провести часть урока, поручает на соревнованиях обязанности бокового судьи, арбитра на ковре, помощника секретаря и т.д. Кроме того, на инструкторскую практику выделяются часы, предусмотренные учебным планом. После соревнований проводиться разбор и оценка выполнения спортсменами судейской практики. Учет судейской и инструкторской практики ведется тренером.

Учащиеся необходимо периодически участвовать в соревнованиях. Перед каждым соревнованием преподаватель дает установку, а по окончании проводит разбор, оценку выполненных заданий и указывает пути устранения допущенных ошибок.

В конце года проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке, технике, тактике и теоретическим знаниям.      

V.  ПРИЛОЖЕНИЯ.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПРАВИЛА ПЕРЕВОДА УЧАЩИХСЯ НА ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ (отделение вольной борьбы).

Наименование упражнения

Гр.нач.подг. св.1 г.

Учебно – тренировочные группы

1 г.

2 г.

3 г.

4 г.

1

Бег 30-60 м.

5.7 \ 9.8

5.5 \9.8

5.3\9.7

5.2\9,6

5.0\9,4

2

Кросс 1. Без учета времени

2. 500  метров

1000

 

1,60

 

1,55

 

1,50

 

1,52

3

Прыжок в длину с места (см.)

150

160

180

200

220

4

Челночный бег 3 раз по 10 метров

13.2 с.

12.1 с.

10.1 с.

8.0 с.

7.0 с.

5

Подтягивание  на перекладине

6

10

12

14

15

6

Сгибание  рук в упоре:

1.     лежа за 20 сек

2.     на брусьях (кол.раз)

 

12

4

 

16

12

 

18

17

 

20

20

 

24

30

7

Забегание вокруг головы

(5-в лево 5-право) сек.

32

28

25

23

21

8

Перевороты с моста (на оценку)

3

4

5

5

5

9

Броски партнера за 20 сек.

5 через

 плечи

6 через спину

6 через спину

7 через спину

6 прогибом

10

Проведение схватки по правилам, своего уровня подготовки (на оценку)

3

4

4

5

5

11

Участие в соревнованиях

пер-во ДЮСШ

пер-во района

пер-во

 РБ

пер-во РБ

ПФО

 

пер-во

РБ

ПФО

                                                                                          

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ПРИМЕРНЫЕ СЕНСИТИВНЫЕ (БЛАГОПРИЯТНЫЕ) ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ.

 

                           Возраст учащихся (лет).

Морфофункциональные показатели, физические качества

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Рост

         

+

+

+

+

   

Мышечная масса

   

+

+

+

           

Быстрота

     

+

+

+

+

+

     

Скоростно-силовые качества

         

+

+

+

     

Сила

               

+

+

+

Выносливость (аэробные возможности)

 

 +

 +

 +

             

Анаэробные возможности.

   

+

+

+

     

+

+

+

Гибкость

+

+

+

+

             

Координационные возможности

   

+

+

+

           

Равновесие

+

+

 

+

+

+

+

+

     

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЮСШ

ОТДЕЛЕНИЯ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Подготовительные

Учебно- тренировочные

СОГ

до 1г.

Св. 1 г.

1 г.

2 г.

.

4 г.

1

Физическая культура – важное средство физического развития и здоровья человека.

1

1

1

1

1

1

1

2

Личная и общественная гигиена. Закаливание. Режим дня и питание.

2

2

2

2

2

2

2

3

Техника безопасности на занятиях борьбой

2

2

2

1

1

1

1

4

Рождение и развитие вольной борьбы.

1

1

1

1

1

1

1

5

Выдающиеся отечественные спортсмены в вольной борьбе. Борьба в РФ.

2

2

2

2

2

2

3

6

Самоконтроль в процессе занятий спортом

1

1

1

2

2

2

2

7

Основы методики обучения и тренировки

-

 

-

2

3

3

3

8

Основы техники и тактики спортивной борьбы

1

1

1

3

4

5

6

 

Правила соревнований по спортивной борьбе. Проведение соревнований.

-

 

1

2

3

3

3

9

Моральная и психологическая подготовка

1

1

1

1

1

2

2

10

Физическая подготовка

1

1

1

2

2

2

2

11

Просмотр и анализ соревнований

-

 

-

2

6

6

8

12

 Основные сведения о ЕВСК. Условия выполнения норм и требований ЕВСК.

-

 

-

1

1

2

2

13

Установки перед соревнованиями

-

 

1

2

3

4

4

 

ВСЕГО

12

12

14

24

32

36

40

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ДЮСШ ОТДЕЛЕНИЯ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ.

 

   

   

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

                 Количество часов

СОГ

Нач. подготовки

Уч. тренировочные

весь период

До1 г.

Св.1 г.

1 г. о.

2 г. о.

3 г. о.

4 г. о.

1

Теоретическая подготовка

12

12

14

 24

 32

 36

40

2

Общая физическая подготовка

182

152

172

212

212

230

230

3

Специальная физическая подготовка

66

46

78

112

112

192

192

4

Технико-тактическая, психологическая подготовка

42

82

144

183

183

299

299

5

Инструкторская и судейская практика

 

_

4

6

6

14

14

6

Соревновательная подготовка

 

4

16

24

24

54

54

6

Приемные и переводные испытания

6

12

12

14

14

20

20

7

Восстановительные мероприятия

 

-

18

40

40

80

80

8

Медицинское, углубленное комплексное обследование

4

4

10

12

12

12

12

 

                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧЕБНЫХ ГРУПП И РЕЖИМ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ

Этапы подготовки

Период обучения

Минимальная наполняемость групп (чел).

Максимальный объём учебно-тренировочной работы

в неделю

за год

Спортивно-оздоровительный

Весь период

15

6

312

Начальной подготовки

Первого года обучения

15

6

312

Свыше года обучения

14

9

468

Учебно-тренировочный

1 года занятий

12

12

624

2 года занятий

12

12

624

3 года занятий

8

18

936

4 года занятий

8

18

936

Прошлый месяц Июль 2020 Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
week 27 1 2 3 4 5
week 28 6 7 8 9 10 11 12
week 29 13 14 15 16 17 18 19
week 30 20 21 22 23 24 25 26
week 31 27 28 29 30 31

8744690